→ Упражнения с орехами для рук. "ореховый" массаж рук. Упражнения для массажа карандашами

Упражнения с орехами для рук. "ореховый" массаж рук. Упражнения для массажа карандашами

Простейший беспредметный массаж - это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно вы­полнять с помощью хорошо знакомого детям предме­та - карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый ка­рандаши.

Массаж карандашами


Упражнения для массажа карандашами

Массаж грецкими орехами

С помощью грецкого оре­ха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ла­дони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круг­лой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж шариками марблс

Массаж шариками марблс

Массаж шариками марблс - стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики - хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания.


Массажер «Каштан»

используется в логопе­дической практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчико­вого утомления, для подготовки руки к письму, повышения рабо­тоспособности, снятия нервного напряжения.

Детям младшего возраста пред­назначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ре­бёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную коорди­нацию. Для детей старшего дош­кольного возраста с выраженны­ми моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.

Иппликатор Кузнецова

Приспособление для стиму­ляции нервных окончаний на ладонях и кончиках паль­цев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору (в пре­делах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. За­тем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.

Массаж деревянными катушками

Деревянные катуш­ки для наматывания ниток можно использовать как тре­нажер для развития мелкой моторики пальцев и для са­момассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катуш­кой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

1. Самомассаж ладоней катушкой в различных на­правлениях.

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3. «Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4. «Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5. «Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6. «Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

Массаж шариком для пинг-понга

Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашен­ный. Можно выполнять следующие упражнения.

1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попере­менно.

2. Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымян­ным, большим и мизинцем.

3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, пе­редача шарика от одного пальца к другому.

4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверх­ностью ладони.

5. Прокатывание шарика по столу в различных направ­лениях каждым пальцем правой и левой руки.

6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхно­стям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.

7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внут­ренними поверхностями ладоней.

8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

Приёмы массажа шариком для пинг-понга

Пальчиковые упражнения

Детей старшего дошкольного возраста можно заинте­ресовать играми с пальчиками, или, как говорят специа­листы, пальчиковой гимнас­тикой (пальчиковыми упраж­нениями).

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: бе­зымянными, средними, ука­зательными и большими.

«Черепашка»

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки при­касаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть ука­зательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным спо­собом передвигать «домик че­репашки» средним, безымян­ным пальцами и мизинцем.

Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней!

«Братцы»

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: снача­ла мизинец и безымянный, затем - средний и указатель­ный. Большим пальцем «звать» братьев и «кор­мить» их кашей.


НАТАЛИЯ ИСТОМИНА
Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа) . В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

(Все упражнения выполняются 5-6 раз .)

1. «Кулачки» .

Положите орех на ладонь и сожмите его очень крепко. Разожмите кулачок, переложите орех на другую ладонь и опять сожмите очень крепко. Разожмите ладонь, встряхните руками.

2. «Горочка» .

Прижмите ладонь к поверхности стола, соединив пальцы. На кончики пальцев положите орех . Накройте другой ладонью и катайте по тыльной стороне ладони от кончиков пальцев до запястья и обратно. Затем поменяйте позицию рук.

3. «Карусель» .

Положите руку на стол ладонью вверх, на нее - орех . Другой рукой очень крепко прижмите орех сверху и катайте его по кругу между ладонями в течение 10 секунд. Затем поменяйте позицию рук.

4. «Удержи орешек» .

Поставьте локти на стол, пальцы соедините вместе, не сгибая. Кончиками пальцев одной руки прижмите орех к запястью другой . Прокатывайте орех от запястья к кончикам пальцев и обратно. Повторите упражнение другой рукой .

5. «Машина» .

Накройте орех плоской ладонью и катайте его по столу сначала одной рукой, потом другой.

6. «Волчок» .

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивайте» орех в середину ладони другой, затем поменяйте позицию рук.

7. «Гнездышко» .

Сложите пальцы одной руки в щепоть и положите на кончики пальцев орех , удерживая его несколько секунд. Повторите упражнение другой рукой .

8. «Упрямый орешек» - орех с усилием проталкивается между большим пальцем и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем до межпальцевой впадины. Причем пальцы как бы не пускают орех , а затем не выпускают его, когда другой рукой орех вытягивают из сопротивляющихся пальцев.

9. «Ловкие пальцы» - указательный и большой палец правой руки удерживают орех и передают его в соответствующие пальцы левой руки. Затем орех удерживают большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец и передают в соответствующие пары пальцев другой руки.

Публикации по теме:

Использование Су-джок терапии в ДОУ «Использование Су-Джок терапии в ДОУ» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. В. А. Сухомлинский СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ - это эффективный.

Методическая разработка «Игры с шариком и ракеткой» Детей старшего дошкольного возраста можно научить играть в настольный теннис по упрощенным правилам. Игры эти строятся на разнообразных.

Картотека игр по Су-джок терапии 1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Я мячом круги катаю, Взад.

Картотека игр Су-Джок терапии 1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Этот шарик непростой, -(любуемся.

Картотека упражнений с шариком и с кольцами Су-Джок 1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Я мячом круги катаю, Взад - вперед.

Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Шупта Ирина Юрьевна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 1»

г. Нефтеюганск

С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук - ручной и речевой моторики. Восточные специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Современные исследования подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих на мелкую и артикуляционную моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями речи.

Дети, с которыми я провожу коррекционные занятия, имеют неуверенную координацию движений пальцев рук, у них в тонусе мышцы артикуляционного аппарата. Отмечаются: моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела), неточные движения при выполнении артикуляционной гимнастики («язык неслушается»).

Вот поэтому в своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Этому способствуют игры в сухом бассейне (рис, фасоль, кукурузная крупа), игры с пробками, мягкие пазлы и конструкторы, доски Сегена, шнуровки, игры с ковролиновым конструктором, пальчиковый театр, работа с шаблонами и трафаретами, графические задания в тетради, выкладывание узоров из счетных палочек, выкладывание узоров из шерстяных ниток, нанизыванию бусин и макарон, рисование по песку. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.Играя пальчиками в различные игры, выполняя разные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Существует множество интересных игр и упражнений для развития мелкой моторики, для того чтобы кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, но они со временем надоедают детям и тут на помощь приходят не совсем обычные и привычные средства.

Презентация: http://yadi.sk/d/3dS3U-cDLkL7 D (посмотреть/скачать)

В своей работе использую нетрадиционные приемы массажа и самомассажа пальцев рук и мышц лица. Формирование движений происходит при участии речи. Лучше всего в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Все пособия собраны в красочный сундучок – «Волшебный сундучок логопеда для массажа».


Описание пособия

  • · Самомассаж ладоней бытовыми щетками, расческами для волос, ипликатором Кузнецова, массажными колесиками Ляпко.

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

  • · Упражнения с мячами для тренировки кисти рук. Слайд 4

Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной)формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее!

  • · Прищепочный массаж .

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

  • · Массаж ладоней бигудями-липучками.

Прокатывание бигудей-ежиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

  • Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными попрыгунчиками, грецкими орехами (каштанами) .

«Фокусник» - упражнение с мячом-попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов. Движения выполняются по тексту.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу.

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!


«Мяч – ежик» - упражнение с мячом с шипами. Движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь – последний трюк:

Мяч летает между рук!

(мяч между ладоней)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(сжимаем мяч)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(перебрасывание мяча

из руки в руку)

Птичка

Птичка веток набрала. (2 раза)

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Колючий ёжик

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес,

Где ты живёшь!


Шарик между ладошками вперед, назад.

Шарик между ладошками круговые движения по ладони.

Движения по пальцам правой руки, затем левой.

Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.

«Китайские шары» - упражнение проводится с парой каучуковых мячиков (грецких орехов или каштанов). Ребенок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-ой строчки – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Катать два каштана (ореха) между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех

  • Массаж лица с помощью мелких мячиков-ежиков.

Массаж используется в логопедической работе с детьми у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Основные цели массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

  • поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
  • разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
  • вибрация – похлопывание щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).

  • · Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.

Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Массаж проводится при помощи массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.

Массаж Су-джок шариками - с помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и проговаривая при этом такие слова:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож.

На спине иголки

Очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал,

А колючки тоже

На ежа похожи.

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки

Прокатывать "ежика" по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задержаться на подушечке каждого пальчика.

Массаж пальцев эластичным кольцом - дети поочередно одевают массажные кольца на каждый пальчик и одновременно проговаривают слова пальчиковой гимнастики:

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

Под счет дети надевают массажное колечко на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Литература:

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

Массаж большого пальца – повышает активность мозга;

Массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;

Массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

Работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

Вертеть в руках;

Щелкать по ним пальцами;

«стрелять»;

Направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

3. Массаж грецкими орехами:

Катать два ореха между ладонями;

Один орех прокатывать между пальцами;

Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами:

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

Удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

  1. 5. Массаж при ринолалии

Массаж при ринолалии является эффективным методом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика после хирургического вмешательства остаются послеоперационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является массаж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).

Массаж верхней губы после уранопластики

Проводится в послеоперационный период после снятия швов;

Является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;

Способствует развитию артикуляционной функции губы.

Массаж включает:

продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) – 10 с;

поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) – 10 с;

прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) – 20-30 с;

круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) – 10 с;

растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлениях от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) –10-20 с;

поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно) – 10-20 с;

продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно) – 20-30 с;

разминание сдавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны) – 20-30 с;

разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 10-20 с;

щипцеобразное разминание (указательными и большими пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 20 с;

вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) –10-20 с;

вибрация прерывистая («пальцевой душ» – указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях) –10-20 с;

вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) –10-20 с;

разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой – на коже над рубцом; производятся разминающие движения между подушечками пальцев) –10-20 с;

массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины – с помощью плотного эластичного предмета по диаметру меньшего, чем носовой ход – кончик предмета смазывается вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону – 10-20 с;

массаж кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание) – 10-20 с.

Массаж неба после уранопластики

Является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации;

Следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов;

Сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию;

Первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (так как там заживление идет за счет вторичного натяжения);

Массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. после операции;

Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований;

Продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день;

Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.

Массаж включает:

продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) –10-20 с;

поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) – 10-20 с;

кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;

прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 с;

круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;

спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) – 10-20 с;

продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;,

разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с;

разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с;

разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием – без давления на ткани – твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху –10-20 с;

разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески) – 10 с;

разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) – 10 с;

прерывистая вибрация (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) – 10 с;

вибрация пунктированием (ударная) (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) – 5 с;

непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба и далее по его ходу) – 5 с;

разминание-надавливание в области крыло-целюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движения по рубцам) – 10-30 с.

Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области

Массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;

Используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»;

Поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы;

Поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице;

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин;

Приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании;

Массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.

Самомассаж верхней губы:

Языком в преддверии полости рта;

Полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами;

Пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев;

Щипки 1 и 2 пальцами.

Практикум

1.

Цель :

Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами.

Задачи:

Формировать навыки выразительности, пластичности движений;

Развивать речь и активизировать словарь.

Материал:

Карандаши, грецкие орехи, орехи каштана, массажные мячи, зубные щетки.

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Вокруг земли луна летает,

А вот зачем - сама не знает.

(Движения соответствуют тексту).

Упражнения с карандашами

(карандаши должны быть неоточенными, для того чтобы дети не поранились)

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по коленям.

Возьмите карандаш. Положите его на колени. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по коленям.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положите карандаш на одну ладошку. Прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель:

Развитие мелкой моторики рук и речи ребенка.

Задачи:

Повышать работоспособность головного мозга;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивать тактильную чувствительность.

Упражнения с пальчиками

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга).

3.Упражнение «Утюжок»

Цель:

Развитие умения детей сминать лист бумаги, тетрадный лист, салфетку и за тем разглаживать их.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук,

Развивать координацию движения рук;

Развивать тактильное восприятие.

Материал:

Лист бумаги, тетрадный лист, салфетка.

Цель:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей;

Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет;

Воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

Выполнять действия с предметами.

Материал:

Прищепки разного цвета, заготовки различных картинок.

Цель:

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Задачи:

Развивать координацию движения рук;

Развивать внимание;

Создавать условия для активизации словаря ребенка.

Материал:

Емкость, наполненная фасолью, горохом, мелкие предметы.

Цель:

Развитие движения пальцев рук, координации движений.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук;

Способствует развитию, действия рук и формирует ручную умелость;

Стимулирует развитие речевой активности детей;

Развивает внимание, усидчивость.

Материал:

Листы картона с картинками животных, картинками еды для животных, шнурок.

7. Пальчиковый театр

Цель:

Развитие речи детей, координированных движений мелких мышц, пальцев и кистей рук.

Задачи:

Развивать память, мышление;

Пополнять словарный запас;

Формировать и совершенствовать чувство ритма;

Доставлять детям радость от обыгрывания сказок.

Материал:

Пальчиковые куклы.

Моя семья

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Куклы – топотушки

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

  1. Массаж ладоней, пальцев с помощью карандашей, массажных мячиков, грецких орехов.

Цель :

Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами.

Задачи:

Формировать навыки выразительности, пластичности движений;

Развивать речь и активизировать словарь.

Материал:

Карандаши, грецкие орехи, орехи каштана, массажные мячи, зубные щетки.

Упражнения с массажным мячиком

Упражнение с грецким орехом: «Орех»

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Вокруг земли луна летает,

А вот зачем - сама не знает.

(Движения соответствуют тексту).

Упражнения с карандашами

(карандаши должны быть неоточенными, для того чтобы дети не поранились)

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по коленям.

Возьмите карандаш. Положите его на колени. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по коленям.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положите карандаш на одну ладошку. Прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель:

Развитие мелкой моторики рук и речи ребенка.

Задачи:

Повышать работоспособность головного мозга;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивать тактильную чувствительность.

Упражнения с пальчиками

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга).

3.Упражнение «Утюжок»

Цель:

Развитие умения детей сминать лист бумаги, тетрадный лист, салфетку и за тем разглаживать их.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук,

Развивать координацию движения рук;

Развивать тактильное восприятие.

Материал:

Лист бумаги, тетрадный лист, салфетка.

4. Игра «Разноцветные прищепки»

Цель:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей;

Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет;

Воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

- Выполнять действия с предметами.

Материал:

Прищепки разного цвета, заготовки различных картинок.

5. Игры с фасолью, горохом: «Найди игрушки»

Цель:

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Задачи:

Развивать координацию движения рук;

Развивать внимание;

Создавать условия для активизации словаря ребенка.

Материал:

Емкость, наполненная фасолью, горохом, мелкие предметы.

6. Игра со шнурком: «Кто, что ест»

Цель:

Развитие движения пальцев рук, координации движений.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук;

Способствует развитию, действия рук и формирует ручную умелость;

Стимулирует развитие речевой активности детей;

Развивает внимание, усидчивость.

Материал:

Листы картона с картинками животных, картинками еды для животных, шнурок.

7. Пальчиковый театр

Цель:

Развитие речи детей, координированных движений мелких мышц, пальцев и кистей рук.

Задачи:

Развивать память, мышление;

Пополнять словарный запас;

Формировать и совершенствовать чувство ритма;

Доставлять детям радость от обыгрывания сказок.

Материал:

Пальчиковые куклы.

Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Куклы – топотушки

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.


 

 

Это интересно: