→ Жесткие тренировки внутренней энергии. Простые упражнения для увеличения жизненной энергии. Внеочередной день ног

Жесткие тренировки внутренней энергии. Простые упражнения для увеличения жизненной энергии. Внеочередной день ног

Если вы хотите достичь высот и окунуться в глубины кунг-фу, занимайтесь цигун; если же вы хотите достичь высот и окунуться в глубины цигун, занимайтесь медитацией.

(Хо Фатт Нам )

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ШАОЛИНЬСКОГО КУНГ-ФУ И “ДЯДЮШКА СПРАВЕДЛИВОСТЬ”

Эпиграф содержит наилучший из всех советов, которые я когда-либо слышал за годы занятии кунг-фу и цигун. Это слова сифу Хо Фатт Нама, обучавшего меня цигун. (Сифу - вежливая форма обращения к мастеру.)

Когда имперская армия династии Цин сравняла знаменитый монастырь Шаолинь с землей, один из настоятелей, преподобный Цзян Нань, скрылся и поклялся передать* (* Некоторые аспекты восточных искусств именно “передаются”, причем сам ритуал носит исключительно мистический характер) искусство Шаолиня избранному ученику. После пятидесяти лет скитаний и поисков он наконец передал свое искусство молодому сифу Ян Фатт Куену. Позже, в возрасте семидесяти лет, сифу Ян наделил знанием сифу Хо.

Сифу Хо практиковал шесть различных стилей кунг-фу, малайский силат и был таиландским боксером-профессионалом до того, как научился шаолиньскому кунг-фу у сифу Яна. Мастера других видов боевых искусств часто вызывали сифу Хо на единоборство, которое неизменно завершалось их поражением.

Сейчас его лучше знают как китайского терапевта, костоправа и специалиста по акупунктуре. Он лечил как представителей высшего общества, так и простолюдинов. Но, по моему мнению, наибольших успехов он добился в искусстве медитации.

Другой великий мастер кунг-фу сифу Лай Чин Ва оказал на формирование моего мировоззрения самое непосредственное влияние. В народе он был очень популярен и известен под уважительным именем “Дядюшка Справедливость”. “Дядюшка Справедливость” был моим первым учителем кунг-фу и занимался со мной, как с собственным сыном.

Стилем боевого искусства сифу Лая тоже было кунг-фу южного Шаолиня. Он учился у трех мастеров: сифу Нж Ю Лун, сифу Чуй Куэн и сифу Лу Чань Вай. Учителем сифу Нж был сифу Чан Фук, монах из монастыря Шаолинь.

“Дядюшка Справедливость” был отличным бойцом. В то время когда правовые вопросы решались с помощью грубой силы, многие люди обращались к нему за разрешением споров как к мировому судье. Он рассказывал мне, что люди уважали его решения (а они всегда были справедливы) потому, что у него были “большие кулаки”, с помощью которых можно было “убедить” кого угодно. Он также был великолепным костоправом, но не разбогател, так как брал очень малую плату и щедро раздавал милостыню.

Из всех моих учителей сифу Лай Чин Ва и сифу Хо Фатт Нам оказали на меня, как на будущего матера кунг-фу и цигун, наибольшее влияние. Для меня было большой честью (и прекрасной возможностью набраться опыта) учиться у них. Благодаря им я не только стал искусным бойцом, но и постиг истины шаолиньской философии справедливости и сострадания. Мою собственную школу кунг-фу и цигун я называл Шаолинь Ванам (составное слово, производное от Ва сифу Лай Чин Ва и Нам сифу Хо Фатт Нам), соединив имена наставников, в благодарность за их доброту и щедрость.

НЕВЕЖЕСТВО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БЕДЕ

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. До 1950 г. цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего кунг-фу, с помощью которого мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Ходили слухи о том, что мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. С 1980 г., когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие люди стали думать, что оно не имеет ничего общего с боевыми единоборствами!

Так какую же точку зрения считать правильной? Мне представляется, что ответ на этот вопрос зависит от конкретных аспектов применения цигун. Heкоторые приемы, такие, как “железная голова” (когда мастер разбивает кирпич головой) и “коготь орла” (когда захват вызывает у противника мучительную боль), предназначены исключительно для боя, причем неопытный исполнитель может нанести значительный ущерб здоровью.

С другой стороны, большинство оздоровительных техник, таких, как вышеупомянутые упражнения дао-инь и “вызывание потока ци”, специально предназначены для лечения болезней. На первый взгляд они не имеют никакой связи с боевыми приемами и создается превратное впечатление о том, что боевые и медицинские аспекты цигун имеют прямо противоположную методологию.

Однако при более пристальном рассмотрении становится очевидной общность базовых понятий для достижения противоположных целей. Тренировочная программа боевых аспектов цигун содержит упражнения, укрепляющие здоровье. Например, перед тем как отрабатывать удар головой о мешки с песком или вонзать руки в зерно - традиционные упражнения для развития “железной головы” и “когтя орла”, - ученики осваивают оздоровительный комплекс, учатся защищать головы и руки потоком ци и лечить возможные травмы.

В прошлом наставники не всегда объясняли это своим. ученикам, когда обучали их основным приемам кунг-фу. Существовала традиция проверять целеустремленность и упорство обучаемых. Те, которые игнорировали базовые упражнения, не могли подготовиться к более тяжелым испытаниям; те же, кто самоотверженно и бездумно тренировались, получали серьезные травмы.

Именно поэтому многие обыватели считали кунг-фу высокого уровня чем-то загадочным. Не зная о необходимости базовых упражнений, которые часто казались очень далекими от боевого применения, ученики копировали более выразительные тренировочные приемы мастера; например, в стремлении обрести “железную голову”, они разбивали свои лбы о стену! Тренируясь подобным образом, ученик не мог достичь уровня мастера, поскольку не владел базовой техникой. Это также означает, что в кунг-фу высокого уровня поверхностное знание (сиречь - невежество) опасно. Без присмотра мастера ученики, пытающиеся исполнять технику высокого уровня, могут получить травму.

ЦИГУН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Кунг-фу предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья своих адептов. Большинство людей довольствуются хорошим самочувствием и способностью пробежать несколько шагов, чтобы успеть на автобус. Ученику школы кунг-фу этого явно недостаточно. Во время тренировок ему приходится выполнять сложные и энергоемкие технические приемы, стойко переносить боль от полученных за время получасового спарринга ударов и не испытывать при этом усталости. Совершенно очевидно, что неподготовленному человеку такие нагрузки не по плечу. Поэтому боевые аспекты цигун влияют на здоровье гораздо сильнее медицинских. Они рассчитаны на достижение уровня, к которому предъявляются исключительно высокие требования.

С другой стороны, владение техникой цигун медицинского направления расширит возможности тех бойцов, которые уделяют значительное внимание боевым приемам, но совершенно не знакомы с концепцией применения внутренней энергии. Обладая незаурядной физической силой, многие мастера боевых искусств не- могут похвастать отменным здоровьем. Именно поэтому настоящий боец должен уделять внимание таким оздоровительным упражнениям, как дао-инь и “вызывание потока ци”. Немало мастеров страдают от полученных в боях внутренних повреждений. Травмы сказываются и на их поведении, которое отличается либо подавленностью, либо раздражительностью и агрессивностью. Эмоциональные и физические проблемы легко разрешимы с помощью упражнений оздоровительного цигун.

Более того, многие упражнения цигун медицинского направления повышают уровень боевого мастерства. Например, “подъем неба” (см. первую главу) направляет поток энергии к плечам и рукам, наполняя их внутренней силой. “Поддерживание луны” (см. вторую главу) укрепляет позвоночник, придавая телу гибкость и подвижность. Медитация стоя (см. третью главу) успокаивает ум, позволяя мастерам боевых искусств предвосхищать движения противника. В кунг-фу высокого уровня “вызванный поток ци” (см. четвертую главу) делает движения мастера более быстрыми и мощными, не нарушая ритмичность дыхания.

Боевой аспект цигун называют иногда “жестким цигун”. Однако для обозначения оздоровительного аспекта термин “мягкий цигун” звучит весьма редко, вероятно, чтобы избежать неправильного толкования.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему мастера кунг-фу не отличаются богатырской внешностью, хотя при этом обладают огромной силой? Как вы думаете, почему женщины-бойцы, такие изящные и хрупкие, побеждают противников-мужчин, обладающих незаурядной физической силой? Ответ кроется в боевых техниках цигун. Цигун также позволяет мастерам кунг-фу сохранять силы и выносливость, несмотря на возраст. Это становится возможным благодаря использованию внутренних ресурсов организма, а не грубой физической силы.

В кунг-фу ученик может постичь не. только технику боя, но и искусство ломать кирпичи, “держать” удар, не получая травм, вести бой несколько часов, не сбивая ритм дыхания, высоко прыгать и быстро бегать без видимых усилий. Рассмотрим вкратце принципы и методы тренировок для приобретения этих навыков. Если вы хотите применять некоторые из них на тренировках, желательно заниматься с наставником.

КОСМИЧЕСКАЯ ЛАДОНЬ

Описанный ниже метод является частью искусства, называемого “космической ладонью”, того самого, которое помогло Шарифе сломать кирпич (см: первую главу). Необходимы три фактора: достаточный запас энергии в животе, способность в нужный момент направить эту энергию в руку и обеспечить энергетическую защиту ладони.

Сначала практикуйте “дыхание животом” (см. шестую главу) по крайней мере три месяца для создания нужного запаса космической энергии.

Затем приступайте к выполнению упражнения “толкание горы” в такой последовательности:

Расположите согнутые в локтях руки по бокам на уровне груди. Ладони направьте вперед, как показано на рис. 13.1.


Рис. 13.1


Плавно подайте руки вперед, как на рис. 13.2, и одновременно выдохните ртом. Избегая напряжения мышц рук, представьте себе поток ци, текущий от спины к ладоням.


Рис. 13.2 ТОЛКАНИЕ ГОРЫ


Затем плавно верните руки в исходное положение, вдыхая животом и представляя втекающий в вас поток космической энергии. Повторите пункты 2 и 3 несколько раз.

Теперь закройте глаза и, выполняя движение рук вперед, представьте, что мощь вашего потока ци настолько велика, что вы без труда сдвигаете гору с места. Выполните толкающее движение от двадцати до ста раз в зависимости от того, насколько уверенно вы себя почувствуете. Прежде чем переходить к следующему пункту, выполняйте упражнение с самого начала для этого места по крайней мере три месяца.

“Отодвинув гору”, задержите руки в этом положении (рис. 13.2) в течение пяти-двадцати минут. Ладони должны составлять прямой угол с предплечьями, руки в локтях выпрямлены, плечи- расслаблены. Представляйте свои ладони очень сильными.

Опустите руки вниз, ладонями назад, как показано на рис. 13.3.


Рис. 13.3


Представьте в середине каждой ладони по энергетическому шару. Вы почувствуете тепло в отяжелевших ладонях. Почувствуете, как пальцы наполняются мощью, а все тело - энергией. Еще через три месяца вы овладеете искусством “космической ладони”. Однако помните: бездумное применение “космической ладони” может привести к серьезным внутренним увечьям.

Болевые ощущения в области груди, которые могут возникнуть при выполнении упражнения, свидетельствуют о неправильном дыхании и недопустимом напряжении мышц. Исправьте ошибки, и боль пройдет. Если же она усилится, вы должны прекратить занятия, иначе может начаться кровохарканье. Врач-ортодокс не найдет у вас никаких клинических нарушений. Вызванный поток ци устранит проблему.

“ЗОЛОТОЙ КОЛОКОЛ”, ЛЕГКОСТЬ И БОЙ БЕЗ УСТАЛИ

Два знаменитых искусства, дающих возможность мастеру безболезненно переносить удары руками и ногами и даже удары оружием - “железная рубашка” и “золотой колокол”. Так как очень высока вероятность получения травмы при попытке осваивать эти искусства без указаний наставника, следующее описание предназначено всего лишь для удовлетворения вашего любопытства, а не для самостоятельных тренировок.

Упражнение цигун направлены на усиление тела изнутри и лечение возможных травм. Осваивая технику “железной рубашки”, ученик сначала бьет себя вязанкой хвороста, затем мешком, наполненным бобами, и, наконец, мешком с мраморной крошкой или шарикоподшипниками. Такие действия стимулируют поверхностный поток ци, создающий защиту против внешних атак. Ученик не только не чувствует боли, напротив ему это нравится. В данном случае удовольствие от ударов не означает проявления мазохистских наклонностей, а свидетельствует о том, что растекание ци - весьма приятное ощущение.

Осваивая искусство “золотого колокола”, ученик развивает свою энергию внутренне и направляет ее наружу, как бы покрывая свое тело щитом в форме колокола. Основой тренировки является контроль за внутренней энергетикой.

Искусство высоко прыгать и быстро бегать на большие дистанции называется “искусством легкости”. Один из великих мастеров прошлого демонстрировал перед моим сифу Хо Фатт Намом свое умение запрыгнуть на трехметровую стену "из позиции стоя. К сожалению, это искусство сейчас предано забвению, хотя мы и знаем методику тренировки.

Известно три этапа достижения искусства легкости. На первом, механическом, уровне ученик круглосуточно ходит с привязанными к его ногам тяжестями. Он выкапывает яму и прыгает туда и обратно утром и вечером. С каждым днем ученик увеличивает глубину канавы на несколько горстей земли.

На втором, энергетическом, уровне ученик в момент прыжка направляет ци вверх, что создает впечатление потери веса. На высшем уровне, уровне разума, мастер в состоянии глубокой медитации, отдает мысленные команды физическому телу. Хотя я и читал о подобных подвигах мастеров кунг-фу и духовных лидеров прошлого, мне не удалось проверить их на собственном опыте.

Один из полезных методов развития способности непринужденного бега на длинные дистанции, известный как искусство тысячи шагов, описан в восьмой главе. Владеющие этой методикой способны вести многочасовой бой, не задыхаясь.

Другой способ повышения способности вести продолжительный бой заключается в координации дыхания и движений. На первой стадии обучения кунг-фу ученик проводит один прием за один дыхательный цикл. Со временем ему удается проводить серию приемов на одном дыхании, выполняя их как одно плавное движение. Таким образом он может научиться выполнять продолжительный комплекс приемов, не увеличивая количество вдохов-выдохов и, соответственно, не меняя ритм дыхания. Приобретенные на тренировках навыки используются в тренировочных и реальных поединках.

Искусство такой координации совершенствуется с помощью “дыхания малой вселенной”. Более того, если при каждом выдохе ученик сохраняет 30 % энергии, используя всего лишь 70 % для боя, он сможет драться часами. Техника такого дыхания будет рассмотрена в следующей главе.


ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ШАОЛИНЬ: КОЛЫБЕЛЬ КУНГ-ФУ И МЕДИТАЦИИ

Все стили кунг-фу зародились в Шаолине.

(Известное высказывание )

МОНАСТЫРЬ ШАОЛИНЬ И БОДХИДХАРМА

Шаолиньское кунг-фу известно во всем мире. Это название оно получило благодаря китайскому монастырю, который многие называют самым выдающимся монастырем на земле. В действительности было два монастыря Шаолинь. Первоначальный - в провинции Хэнань на севере Китая, он существует и поныне. Был и другой монастырь Шаолинь - в провинции Фуцзянь на юге. Когда заподозрили, что там скрываются революционеры, армия династии Цин сравняла его с землей.

Северный монастырь Шаолинь был основан в 495 г. н. э. индийским монахом по имени Батуо. Он считался храмом китайских императоров, где на протяжении веков монахи возносили небу молитвы о процветании империи. Многие из шаолиньских монахов были философами, поэтами, учеными и удалившимися от мирской суеты генералами в отставке. Среди них были выдающиеся люди, такие, как всемирно известный китайский астроном И Син, известный путешественник и переводчик Сю-ань Цзан и “чудотворный” целитель Чжань Чжи.

В 527 г. н. э. в монастырь Шаолинь прибыл преподобный Бодхидхарма, чтобы преподавать медитацию. Для того чтобы укрепить дух и тело монахов, Бодхидхарма обучил их двум комплексам упражнений. Первый из них - “восемнадцать рук лоханя”, второй - основа “мускульных метаморфоз”.

Позже эти системы упражнений легли в основу шаолиньского кунг-фу и цигун. Поэтому Бодхидхарма почитается как первый патриарх кунг-фу монастыря Шаолинь. Он также основал чань(или дзэн) - буддизм.

Описанные в этой книге упражнения дао-инь, такие, как “подъем неба”, “поддерживание луны”, “толкание горы”, заимствованы из “восемнадцати рук лоханя” , а многие боевые упражнения цигун, например “космическая рука” - из основ “мускульных метаморфоз”

ОСНОВЫ МУСКУЛЬНЫХ МЕТАМОРФОЗ

Если вы не довольны своим телом, то можете укрепить его “изнутри” с помощью системы “мускульных метаморфоз”, состоящей из двенадцати упражнений. Рассмотрим два наиболее типичных.

Встаньте прямо и расслабьтесь, слегка расставьте ноги и ни о чем не думайте. Согните запястья так, чтобы кисти рук и предплечья составляли прямой угол, а пальцы направьте вперед, как показано на рис. 14.1.


Рис. 14.1. МУСКУЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ (Выгибание пальцев)


Находясь в этой позе, давите вниз основанием ладоней. Одновременно выгибайте пальцы вверх до предела. Дыхание произвольное. Повторите сорок девять раз.

Второе упражнение можно выполнять как продолжение первого или как самостоятельное упражнение. Поднимите прямые руки перед собой на уровень плеч. Крепко сожмите кулаки, держа их вертикально. Представьте, что в каждом кулаке зажато по палочке; палочки должны быть перпендикулярны земле (рис. 14.2). Сжимайте и расслабляйте кулаки сорок девять раз. Дышите произвольно и ни о чем не думайте.


Рис. 14.2. МУСКУЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ (Сжимание кулаков)


В этих упражнениях мало внешне заметных движений, но вы почувствуете, как движутся мышцы, сухожилия и даже кости. Упражнения чрезвычайно просты, но эффективны и укрепляют не только руки, но и все тело. Как и в других случаях, не следует полагаться на мои слова, но проверить их на собственном опыте. Выполняйте упражнения ежедневно в течение нескольких месяцев, и результат не заставит себя ждать.

ЖЕСТКОЕ И МЯГКОЕ: ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

Не будет преувеличением сказать, что почти все типы приемов и силовых техник, имеющихся в арсенале различных боевых искусств, стоят на вооружении шаолиньского кунг-фу. Некоторые люди ошибочно полагают, что кунг-фу Шаолиня - исключительно “жесткая” и “внешняя” школа, игнорирующая “мягкое” и “внутреннее” направление. Подобное заблуждение можно объяснить двумя причинами. Во-первых, первоначально шаолиньское кунг-фу действительно отличалось относительной жесткостью и приверженностью внешним формам. Во-вторых, из-за большого объема учебного материала не многим людям хватает терпения или возможности освоить технику высокого уровня, которая в основном является “мягкой” и “внутренней”.

Демонстрации шаолиньского кунг-фу зачастую носят стремительный и мощный характер, по крайней мере по сравнению с плавными, грациозными стилями тай-цзи цюань, багуа и синьи. Таким образом, как правило, шаолиньское боевое искусство ошибочно классифицируют как жесткую, внешнюю школу кунг-фу, а направления багуа, тай-цзи цюань и синьи относят к мягким, внутренним школам.

“Жесткое” и “мягкое”, “внешнее” и “внутреннее” - случайные, образные выражения. “Жесткое” обозначает, как правило, внешне заметное, динамичное проявление силы; “мягкое” относится к тем скрытым техническим приемам, которые внешне грациозны и плавны. Каратэ, например, жесткое, тогда как дзюдо мягкое. Само слово “мягкое” в действительности является неточным переводом китайского термина “жоу”. Термин “жоу” не подразумевает отсутствия силы, но это ближайшее по значению слово, которое мы можем предложить. Сила жоу в действительности может превышать так называемую “жесткую” силу!

“Внешней” называется сила, развитая очевидными, подручными средствами, такими, как поднятие тяжестей и бои на палках. “Внутреннее” относится к силе, развитой эзотерическими методами, такими, как направленный поток энергии и визуализация. Согласно одному высказыванию, внутренняя сила достигается тренировкой цзин (сущности), тренировкой шэнь (ума) и тренировкой ци (энергии); внешняя сила развивается тренировкой цзинь (сухожилий), гу (костей) и пи (мышц)*, когда принцип тренировки состоит в укреплении внешней формы (ладонь “набивают” о мешок с песком, а пальцы усиливают, вонзая их в емкость с горохом), и служит проявлением внешней силы. В то же время “космическая ладонь”, мощь которой зависит от направленного потока ци и визуализации - пример проявления внутренней силы.

Данная классификация достаточно условна и иногда носит произвольный характер. Продолжительная тренировка жесткой внешней силы трансформирует ее в мягкую и внутреннюю, и наоборот.

Следует отличать технику (по-китайски “фа”) от мастерства (“гун”). Техника относится к форме (блокам, ударам, перемещениям). Мастерство показывает насколько мощно, точно и быстро техника исполняется. В соответствии с принципами кунг-фу, ученик должен знать, что, если он осваивает только технику, не повышая мастерства, затраченные усилия пойдут насмарку, сколько бы времени он не потратил на тренировку. Истинное искусство определяется мастерством, а не владением разнообразными техниками. Эта глава посвящена основополагающим принципам развития внутренней силы, в соответствии с которыми тренировались монахи легендарного монастыря.

* Техника “железная ладонь” в книге “Искусство кунг-фу монастыря Шаолинь”, которую издательство “ФАИР” предложило вашему вниманию год назад, автор называет этот прием “железным кулаком” (N.B. На полках книжных магазинов уже появилась еще одна книга Вон Кью-Кита “Тай-цзи цюань”).

ЭЛЕМЕНТЫ ЦИГУН В КУНГ-ФУ

Учеников школы кунг-фу знакомят с базовыми понятиями цигун уже на начальном этапе обучения;

в процессе тренировок они постигают более сложные элементы этого искусства. Зачастую ученики усваивают технику цигун непроизвольно. Например, в кунг-фу южного Шаолиня первой техникой, которую осваивает ученик, является “поза всадника” (рис. 14.3), основа основ. Мой любимый учитель, “Дядюшка Справедливость”, прежде чем научить чему-нибудь другому, заставлял выполнять только эту стойку в течение несколько месяцев. Помимо всего прочего, поза всадника помогает ученику аккумулировать энергию в силовом поле живота (дань-тянь).

Рис. 14.3. ПОЗА ВСАДНИКА


В южношаолиньском кунг-фу ученик осваивает произнесение различных звуков взрывного характера в момент исполнения разных техник. Звуки помогают ему управлять потоком энергии и усиливают внутренние органы своими вибрациями. Например, при ударе кулаком звук “хёрт” произносится как бы из живота, а не является горловым, как у некоторых новичков. Этот звук не только энергетически усиливает удар, но также косвенно массирует и стимулирует сердце. Звук “яааа” выкрикивают, выполняя удар “коготь тигра”. В этом случае внутренняя сила направляется к пальцам и активизирует легкие.

Ученик осваивает координацию движений с правильным дыханием. Например, когда он прыгает или быстро двигается, то часто дышит грудью, направляя ци вверх, что делает его движения стремительными. Нанося удары, он как бы взрывается и направляет ци снова в живот, поэтому его движения сильны и сбалансированы.

Обучающиеся кунг-фу на одном дыхании выполняют серию из нескольких движений, как один непрерывный технический элемент. Ученик узнает, когда надо задерживать дыхание, когда вдыхать или выдыхать быстро, а когда - медленно, выпуская дыхание наружу, словно длинную тонкую нить. Поэтому, когда во время схватки один из противников производит большой шум, помните, что он не пытается привлечь к себе внимание или напугать соперника, а регулирует дыхание для усиления своих боевых качеств.

МОГУЧИЕ РУКИ И НАДЕЖНЫЕ СТОЙКИ

Кунг-фу южного Шаолиня славится тем, что развивает мощные руки и надежные стойки. Последователи кунг-фу говорят, что если противник не мастер, то мощные руки и стабильные стойки обеспечивают три десятых победы в бою. Одним из лучших способов достижения этой цели является “жесткое” упражнение цигун, известное как “золотой мост”.

Встаньте в позу всадника, вытяните обе руки прямо перед собой на уровне плеч, ладонями вперед. Указательные пальцы направьте вверх, а остальные пальцы, в том числе и большие, согните во втором суставе, образовав типичное для шаолиньского стиля положение кисти - “один стреляющий палец дзэн” (рис. 14.4).



Ни о чем не думайте и дышите естественно - это одна из форм медитации стоя. Минимальное требование - способность стоять неподвижно в позиции “золотого моста” пятьсот счетов или около десяти минут. Если вы хотите считать, считайте животом. Не думайте, как это сделать, просто считайте животом. Спину держите прямо и без напряжения. Бедра держите почти горизонтально, а кисти рук - под прямым углом к предплечьям. Вначале вы сможете простоять не более минуты. Настойчиво тренируйтесь ежедневно, и через несколько месяцев вы сможете сохранять требуемую позу не менее десяти минут.

Техника может показаться очень простой, однако это упражнение является одним из наиболее энергоемких, но эффективных способов развития внутренней силы. Когда мои ученики, многие из которых сильнее и крупнее меня, впервые испытали на себе мои боевые качества в спарринге, им показалось, что мои руки подобны стволам деревьев твердой породы. Несколько месяцев спустя, добросовестно выполняя упражнение “золотой мост”, они обнаружили, что мои руки не тверже, чем их собственные. Однако новичкам казалось, что их руки “сделаны” из дерева.

Внутренняя сила, развиваемая упражнением “золотой мост”, зависит от цзин, или сущности. Западные физики открыли, что если напрячь каждый мускул рук, то у человека хватит сил, чтобы поднять локомотив. В этом жестком упражнении цигун мы усиливаем некоторые мышцы на молекулярном уровне. В следующем упражнении мы будем развивать два других сокровища человека: шэнь (ум) и ци (энергию).

МОГУЩЕСТВЕННАЯ МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Встаньте прямо, расслабьтесь и ни о чем не думайте.

Положите ладони на живот.

Согните пальцы ног и, сокращая анальное отверстие, плавно вдохните грудью (но не животом). При вдохе живот опадает. Одновременно поднимите язык и коснитесь альвеол. Представьте, как в вас проникают космические эманации, а ваша собственная жизненная энергия течет вверх по спине от энергетического поля гуй-инь (у анального отверстия) к энергетическому полю бай-гуй (на голове).

Задержите дыхание на непродолжительное время и сконцентрируйте ци в точке бай-гуй.

Плавно выдохните ртом и представьте поток ци, стекающий по лбу, затем вниз, вдоль передней части тела внутрь живота. При выдохе живот поднимается. Одновременно опустите язык, коснитесь им нижней десны, расслабьте пальцы ног, анальное отверстие и выдохните 70 % воздуха.

Задержите оставшиеся 30 % воздуха на короткое время. Затем плавно “проглотите” воздух животом, словно слюну (если во рту много слюны - это добрый знак).

Представьте, как энергия протекает от живота к анальному отверстию. Повторите процедуру 36 раз.

Затем переходите к медитации стоя в течение десяти - двадцати минут. Представьте на голове энергетический шар, подобный яркому солнцу. Почувствуйте его чудесную лучистую энергию во всех частях тела.

Закончите упражнение согреванием глаз и массажем лица.

Описанное упражнение заставляет поток ци двигаться вдоль малой вселенной с некоторым усилием. Поэтому оно называется “могущественной малой вселенной” (рис. 14.5) и очень полезно (в боевых аспектах цигун).



Рис. 14.5. ПОТОК ЦИ В “МОГУЩЕСТВЕННОЙ МАЛОЙ ВСЕЛЕННОЙ”


Со временем вы сможете делать упражнение, держа ноги на расстоянии по луторной ширины плеч; ваши колени будут немного согнуты, а руки опущены по бокам, как. показано на рис. 14.6.


Рис. 14.6 КОСМИЧЕСКАЯ СТОЙКА


Мы называем эту позу “космической стойкой”, потому что именно в этой позиции мы насыщается космической энергией. Некоторые называют ее стойкой “медного колокола”, поскольку внешне она ассоциируется с большим колоколом.

“Могущественная малая вселенная” считается одной из углубленных техник цигун. Поэтому выполняйте это упражнение только под руководством компетентного наставника. В противном случае не исключена возможность получения серьезного увечья.

Цигун значительно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств и различных видов физических упражнений, цигун позволяют мастеру кунг-фу совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физической силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики лишь возрастает.

Занятия цигун позволили мне на пятом десятке победить противников вдвое моложе меня и выиграть соревнования по кунг-фу южного стиля. Мои ученики Чэн Шан Шу (ему тоже за сорок) и Го Ко Хин (ему за двадцать) выиграли оставшиеся номинации в северном стиле и стиле тай-цзи цюань.


ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. ТАЙ-ЦЗИ: ЭНЕРГИЯ И ПОЭЗИЯ ДВИЖЕНИЯ

Тай-цзи цюань объединяет ум и тело, сознание и подсознание, личность и ее окружение. Человек обретает мир в собственной душе, избавляясь от тревог и печалей.

(Боб Кляйн )

ЗАГАДОЧНОЕ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

Наблюдая за занятиями тай-цзи цюань, вы можете ошибочно счесть происходящее действие за китайский балет. Движение тай-цзи цюань грациозны, ритмичны и исполнены поэзии. Тем не менее тай-цзи цюань - исключительно эффективное боевое искусство.

Каким же образом столь грациозные па становятся грозным оружием? Многие люди, практикующие тай-цзи цюань, не знают ответа на этот вопрос, потому что занимаются исключительно в оздоровительных целях. Но патриархи тай-цзи практиковали искусство как боевое и считали его оздоровительный аспект вторичным и само собой разумеющимся. Даже сейчас, внимательно рассмотрев движения и приемы тай-цзи, становится очевидным их боевое, а не спортивное предназначение. Мастер тай-цзи выполняет специфические техники или придерживается своеобразного стиля с единственной целью - повысить свои боевые качества.

Конечно, это не умаляет огромную пользу, которую приносят здоровью занятия тай-цзи цюань. В тринадцатой главе мы уже говорили, что почти все стили кунг-фу улучшают физические показатели, так как больной и слабый человек не сможет овладеть сложной техникой ведения боя. Тай-цзи выгодно отличается от других школ единоборств именно своим оздоровительным эффектом. Оно. как нельзя более подходит пожилым и ослабленным людям, состояние здоровья которых не совместимо с изнурительными тренировками, характерными для большинства боевых искусств.

Но, занимаясь тай-цзи как лечебной физкультурой, многие ученики не получат той пользы, которую могли бы получить. Для того чтобы максимально использовать весь потенциал тай-цзи цюань, необходимо знать то, что скрыто от постороннего взгляда, а таким эзотерическим знанием является искусство цигун.

ЦИГУН КАК ОСНОВА ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

Можно привести немало аргументов в пользу того, что тай-цзи цюань - едва ли не лучшее боевое искусство в мире, а все преимущества этой школы так или иначе связаны с техникой цигун.

В то время как шаолиньское кунг-фу располагает сотнями боевых комбинаций, мастера тай-цзи цюань используют лишь один набор приемов. В наиболее популярном в настоящее время стиле ян исходный набор состоял из ста восьми постоянно повторяющихся движений. Современная упрошенная версия этого комплекса содержит только двадцать четыре приема. Тем не менее с их помощью опытный мастер сможет отразить любую атаку. Трудно переоценить объединение бесчисленного количества приемов самозащиты в эффективный и компактный боевой комплекс. Однако в большинстве случаев исполнитель должен применять “внутреннюю силу”, так как для победы необходимо нечто большее, чем владение техникой. Например, если кто-нибудь схватит вас за запястье, вы можете освободить руку поворотом кисти. Именно так и делают в шаолиньском кунг-фу - ваша ладонь давит на запястье противника, причиняя ему невыносимую боль, и агрессор вынужден ослабить захват. Техника тай-цзи цюань основана на других принципах. Мастер компенсирует недостаток физической силы проявлением внутренней энергии и, исполняя технику тай-цзи, может выполнить характерное круговое движение, исполненное внутренней силы, которая пробуждает мощные вибрации, сводящие на нет силу захвата. В свою очередь внутренняя сила рассеивается с помощью цигун.

Мужчины и женщины любого возраста имеют равные возможности достичь успеха. Во многих боевых искусствах молодой мужчина имеет очевидное преимущество над пожилой женщиной, но только не в тай-цзи цюань. Это происходит, потому что сила мастера тай-цзи носит внутренний характер и не зависит от пола и возраста. Цигун - это именно то искусство, которое создает внутреннюю силу человека и помогает управлять ею.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий тай-цзи, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки - напротив, благодаря цигун, его внешность станет более привлекательной. В то время как представители многих школ боевых искусств становятся агрессивными в силу специфики тренировок, адепты тай-цзи неизменно спокойны и уравновешены. Подобные качества являются прямым результатом дыхательных упражнений и медитации по системе цигун. Тай-цзи цюань - это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помощью человек успешно противодействует органическим и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун как основной составляющей, занятия тай-цзи цюань сами по себе принесут несомненную пользу. Однако тренировки с привлечением базовых техник цигун значительно усилят эффект.

Мастера тай-цзи говорят, что есть три уровня достижения мастерства. На первом уровне ученик, выполняя упражнения тай-цзи, приобретает здоровье и физическую крепость. На втором уровне он может успешно применять технику в бою. На высшем уровне, согласно высказыванию Боба Кляйна, приведенного эпиграфом в этой главе, ученик достигает уровня мастера, объединяя ум и тело, сознание и подсознание, собственное "я” и внешний мир. Искусство цигун полезно на первом уровне, необходимо на втором и всеобъемлюще на третьем. Последний уровень отождествляется с поиском дао, или пути к обретению бессмертия.

ПРИЧИНЫ ПЛАВНОСТИ И ГРАЦИОЗНОСТИ ДВИЖЕНИИ ТАЙ-ЦЗИ

В тай-цзи существует два подхода к упражнениям с ци и, если вы хотите достичь наилучшего результата, следует применять оба. Один путь - внутренний: сама методика тренировки подразумевает усиление энергетики. Другой путь - внешний:

к традиционному набору приемов добавляются специфичные упражнения цигун для развития внутренней силы.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему комплекс тай-цзи цюань исполняют медленно и плавно? Это обусловлено внутренним характером энергетической тренировки. Быстрые и резкие движения нарушают плавность потока энергии. Вот почему инструкторы тай-цзи постоянно напоминают ученикам о недопустимости силовых нагрузок. Проблема заключается в том, что они редко объясняют, как можно хорошо сражаться, не применяя механическую силу, или почему напряжение мышц препятствует развитию внутренней мощи.

В бою, как и на обычной тренировке, ученик тай-цзи не применяет механическую силу, а использует внутреннюю. В первом случае ему приходится напрягать мышцы, а это блокирует ток энергии по меридианам. Ученик тай-цзи стремится быть спокойным при любых обстоятельствах, даже если кто-то угрожает его жизни или жизни его близких. Таким образом он поддерживает непрерывный поток ци, от которого зависят выносливость и внутренняя сила.

Тренируясь, ученик координирует свои движения с внутренним потоком ци. Когда он разводит руки, выполняя прием “лошадь распускает гриву”, следует рассчитать движения таким" образом, чтобы внутренний поток ци достиг рук в нужное время. Нужный момент - предельное разведение рук. Если движение рук происходит слишком быстро, поток ци может не успеть за ними и достичь лишь локтей (и оказаться там заблокированным). Если ученик напрягает руки или другие мышцы тела, он блокирует поток ци.

Во время занятий движения выполняют медленно и плавно. На продвинутом уровне, когда поток ци настолько быстр, что его направляет мысль мастера, движения могут быть очень быстрыми, особенно во время спарринга или реального боя.

ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

Под внутренней тренировкой ци подразумевается развитие скрытой силы при выполнении комплекса или серии движений тай-цзи. В качестве примера рассмотрим технику “ухватить воробья за хвост”. Предполагается, что читатель владеет техникой выполнения этого приема. Исходя из этого я ограничусь описанием техники дыхания и визуализации. Читая мои пояснения, сверяйтесь с рис. 15.1.

Встаньте прямо и расслабьтесь. Освободите ум от посторонних мыслей (а).

Расставляя ноги и поднимая руки (б), плавно вдохните носом. Выполняя упражнение, дышите грудью или животом.

Опуская руки, плавно выдохните ртом (или носом) (в). Представьте, как ци стекает вниз по рукам.

Сделайте вдох (г).

Сделав шаг вперед (д), на вдохе представьте, как ци течет из живота через правое плечо и локоть к кисти правой руки.

Вдохните, перемещаясь из позиции (е) в позицию (ж), представьте, как вы заряжаетесь космической энергией.

Сделайте выдох, перемещаясь из позиции (з) в позицию (и), и сконцентрируйте энергию в правом предплечье.

Опускаясь в низкую стойку, отведите корпус немного назад (к), вдохните, фокусируя ци на локтях (или на запястьях, если вы мастер высокого уровня), и почувствуйте, что вы прочно стоите на земле, перенесите вес тела на левую ногу.

Нанося удар, позвольте вашей внутренней силе выплеснуться, (но не прилагайте физических усилий) (л), начав движение ци с левой пятки через талию в локти (или в запястья). Через ладони направьте энергию в противника.

Если, перед тем как выполнить прием, аккумулировать в животе космическую энергию, скорость и мощь удара значительно возрастут. Поэтому, прежде чем переходить к внутренней энергетической тренировке, следует не менее трех месяцев практиковать дыхание животом. Фундаментальное значение дыхания животом для сохранения космической энергии неизменно, независимо от выбранного вами стиля боевого искусства.



Рис. 15.1. УХВАТИТЬ ВОРОБЬЯ ЗА ХВОСТ ВИБРАЦИЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ

Помимо дыхания животом, к внешним методам тренировки внутренней силы относится стойка тай-цзи (или “стойка трех кругов”; рис. 15.2), аналогичная “золотому мосту” в шаолиньском кунг-фу | (см. главу четырнадцатую). Тай-цзи используют для усиления рук и надежности стоек. Эта стойка намного проще “золотого моста”; при ее выполнении основное внимание уделяется контролю за внутренней энергией, тогда как в стойке “золотой мост” акцентируется цзин (сущность).

Встаньте, поставив ноги на расстояние полуторной ширины плеч. Слегка согните колени.

Поднимите руки на уровень груди прямо перед собой. Немного согните их в локтях и запястьях, образовав окружность. Пальцы расслабьте, большими и указательными пальцами образуйте второй, малый круг.

Слегка втяните живот и согните ноги в коленях, как будто вы держите шар бедрами, образовав воображаемый третий круг.

Ни о чем не думайте. Глаза могут быть открыты и закрыты.

Удерживайте стойку столько, сколько сможете. Минимальное требование - одна тысяча счетов или примерно двадцать минут.

Не беспокойтесь, если через некоторое время ваше тело начнет непроизвольно двигаться и вибрировать. Это проявление принципа кунг-фу, согласно которому абсолютный покой порождает движение, зависящее, в свою очередь, от силы энергетического потока и свидетельствующее о развитии внутренней силы. Многие люди с трудом верят, что такая простая техника может развить силу и вызвать непроизвольную (спонтанную) вибрацию. Скептикам советую проверить мои слова на практике.

Внутреннюю силу можно использовать для достижения многих целей. Контроль за энергетическим потоком повышает технический уровень и поистине неоценим в бою. Управление потоком ци является основой биоэнерготерапии, когда целитель насыщает - пациента положительной энергией, помогая избавиться от боли или осуществляя лечебные процедуры. Мощная внутренняя энергия, работая на подсознательном уровне, позволяет добиваться значительных успехов в работе и повседневной жизни.

“НЕЖНАЯ МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ”

Подчинив своей воле “малую вселенную”, или малый космический поток ци, мастер покоряет еще одну вершину владения техникой искусства тай-цзи цюань. В прошлом способность управлять “малой вселенной” считалась величайшим достижением. Согласно одному высказыванию, человек, осуществивший прорыв в “малую вселенную”, избавляется от сотни болезней. Тот же, кому подвластна “большая вселенная”, будет жить сотню лет. Мастера тай-цзи уделяют этой технике самое пристальное внимание; так, с ее помощью ускоряется развитие внутренней силы и создается защита от случайных травм внутренних органов.

“Малая вселенная” может выполняться мощно (см. пре дыдущую главу) и плавно, без усилий. В этой главе мы рассмотрим второй, облегченный вариант этой техники, получивший название “нежной малой вселенной”


Рис. 15.3. “НЕЖНАЯ МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ В КОСМИЧЕКОЙ СТОЙКЕ”


Упражнение рассчитано на тех, кто уже владеет дыханием животом (глава шестая), дыханием с погружением (глава девятая) и длинным дыханием (глава двенадцатая).

Встаньте в “космическую стойку” (глава четырнадцатая). Руки положите на живот.

Выполните дыхание животом, дыхание с погружением и длинное дыхание (десять повторов на каждое упражнение).

Касаясь кончиком языка альвеол, плавно вдохните через нос внутрь живота, представляя, что вы втягиваете в себя чудесную космическую энергию и запасаете ее в энергетическом поле живота. При вдохе живот поднимется.

Выдержите короткую паузу и почувствуйте космическую энергию в животе.

Плавно выдохните ртом, касаясь языком нижних десен перед зубами. Представьте поток жизненной энергии, текущей от точки ци-хай (на животе) к точке гуй-инь (перед анальным отверстием); далее, к жизненной точке чанцян (у копчика), вверх по позвоночнику к жизненной точке бай-гуй (на голове), вниз По лбу и вытекающей изо рта (рис. 15.4). Живот при выдохе опадает.

Выдержите короткую паузу.

Повторите процедуру примерно двадцать раз. Постепенно увеличивайте число повторов. Со временем необходимость в предварительных дыхательных техниках отпадет, и упражнение можно будет начинать непосредственно с пятого пункта.

Поставьте ноги вместе для медитации стоя. Закройте глаза и откройте третий глаз, который расположен в области лба. Обратите мысленный взор в область живота. Вы должны увидеть (или представить) жемчужину энергии в силовом поле. В течение нескольких минут умозрительно наслаждайтесь ее прекрасным сиянием.

Представьте излучаемый жемчужиной поток, а текущий вдоль “малой вселенной”. Бездумно наслаждайтесь потоком ци “малой вселенной” в течение нескольких минут.

Снова представьте энергетическую жемчужину энергии. Почувствуйте ее лучистую, согревающую энергию в каждой клетке вашего тела.

Перед тем как открыть глаза, согрейте их ладонями. Сделайте массаж лица.

Создание мысленных образов (визуализация) - очень деликатная и тонкая задача, выполняя которую следует избегать каких бы то ни было напряжений. Если образ “размыт” и ускользает от внутреннего взора, ограничьтесь мыслями о предмете медитации. Помните о том, что технику “малой вселенной” рекомендуется изучать под руководством опытного наставника.

Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун" и `нэйгун". `Цигун" в переводе с китайского означает `работа с ци", то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун" - это `внутренняя наработка", то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости" - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести" - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю", и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела".

Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в xvii веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце xix века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль "каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория, описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что стоит за нею.

В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю, рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство. Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться, демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения. Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров, и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он не помнил ничего.

Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете нарваться на прямой в челюсть.

Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я присутствовал.

Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком `ц!" содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел" по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении - у него свело все мышцы.

Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300 вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других регионов.

И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую "от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей появляться даже если тело неподвижно.

Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые "три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями". Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

Те, кто помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то, что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго, воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с продвинутыми учениками...

Комплекс упражнений, названный в честь советского метателя молота Сергея Литвинова , установившего олимпийский рекорд в метании снаряда на расстояние 84,8 метра. Сет состоит всего из двух упражнений: приседаний с мешком с песком (сэндбэгом) или канистрой с водой и бега стометровки.

Песок и вода - динамичный вес, для удержания которого приходится активнее задействовать стабилизаторы.

  • Приседания с мешком - 8 повторений.
  • Стометровый спринт.

Таких кругов необходимо сделать четыре.

Сизифов спринт

Упражнение, названное в честь царя Коринфа из древнегреческой мифологии, катившего в гору тяжёлый камень. Упражнение заключается в беге в гору: нужно найти холм (чем выше, тем лучше ) и совершить спринтерский забег на его вершину. Добравшись до высшей точки, сейчас же спускайтесь вниз - там, у подножья возвышенности, уже можно будет отдохнуть.

Количество подобных восхождений нужно рассчитывать индивидуально, исходя из степени физической подготовки, высоты и угла наклона холма. Если после двух забегов у вас остаются силы ещё на два, нужно добавлять отягощения. Лучший вариант - рюкзак с книжками или всё тем же песком.

Внеочередной день ног

Тренировка ног для парней и девушек - особый день. Это тяжело и больно, но это работает. Если вы тренируете ноги раз в неделю, имеет смысл выделить отдельный день для внеочередного сплита. Наша задача - сделать его максимально тяжёлым. Попробуйте такой трисет:

  • Жим платформы ногами - 10 повторений.
  • Разгибание ног в коленном суставе - 10 повторений.
  • Сгибание ног в коленном суставе - 10 повторений.

Для 95% атлетов одного такого круга, выполненного без перерыва между упражнениями, должно хватить, чтобы почувствовать сильное наполнение мышц кровью. Но, повторимся, мы делаем тяжёлую тренировку: таких кругов должно быть три, причём в каждом последнем подходе в каждом из упражнений нужно сделать тройной дроп-сет.

Доделываете последний подход, сбрасываете 30% от веса, с которым работали, и делаете ещё 10 раз. Затем, без пауз и отдыха, от оставшихся 70% отягощения отнимаете ещё 30% и вновь делаете упражнение 10 раз. Алгоритм справедлив для каждого из упражнений.

Полчаса становой тяги

В этом упражнении делать нужно то, что сказано в заголовке: становую тягу со штангой в течение получаса. Для начала нужно взять 50–60% максимального веса, с которым вы можете сделать лишь одно повторение. Ваша задача здесь предельно проста - сделать максимальное количество повторений за минимальное количество подходов. В идеале нужно сделать 15 подходов: непрерывно работать в течение одной минуты, затем столько же отдыхать, причём в первом подходе необходимо выполнить не менее 30 повторений.

Все описанные комбинации упражнений позволяют проделать непривычно большой объём работы - мышечные волокна травмируются, мускулы гарантированно будут болеть, но спустя пару дней скажут вам спасибо. Тренироваться любым из описанных способов стоит не чаще одного раза в одну-две недели.

Не оставляйте на потом мелкие дела

Известный психолог Блюма Зейгарник сделала следующее открытие: незавершенные дела запоминаются гораздо лучше завершенных. Так и с уведомлениями о новых письмах, просьбах перезвонить и прочими мелкими делами. Волей-неволей вы будете о них думать, пока не выполните. Это одна из причин утечки энергии, и в ваших силах залатать «течь».

Приведите в порядок виртуальный рабочий стол

Бесчисленные папки, файлы отвлекают, мешают концентрироваться. «На виртуальном рабочем столе оставьте только тематические папки, например „Работа“, „Документы“, „Спорт“, „Консалтинг“, „Семья“, а все остальное организуйте внутри них», - советуют авторы книги «Заряжен на 100%» . Не сохраняйте отдельные документы на рабочий стол.

Увеличивайте резервы

Что делать, когда требования по работе начинают превышать наши резервы и оказывается, что нам не хватает даже 8 часов беспрерывной работы?

Есть способ, который поможет увеличить внутренние резервы: подвергать себя большему стрессу, сопровождая это восстановлением. То есть периодически надо бросать себе вызовы: к примеру, делать работу на 10-15 минут быстрее, чем обычно. Вы увидите, что вы начнете и в обычных ситуациях справляться с делами быстрее, чем обычно. Не забывайте об отдыхе: очень важно после таких вызовов дать себе отдохнуть четверть часа.

Определитесь с целью

Определите свое продуктивное время

Самое продуктивное время нужно уделять самым важным вещам. Это золотое правило успеха мы постоянно нарушаем, потому что не знаем, какое время - самое продуктивное. Выяснить это не сложно: достаточно понаблюдать за собой. В течение недели-двух вставайте пораньше, попробуйте поработать ночью, рано утром, днем и анализируйте происходящее, ведите дневник. Желательно на этот период отказаться от сладкого, кофеина, других стимуляторов.

Планируйте «буферные зоны»

Обязательно оставляйте значительный запас между встречами, никогда не планируйте их впритык - даже если они проходят в одном помещении или неподалеку. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на различные бытовые мелочи, дорогу, сборы. Опоздания выбивают из колеи, заставляют нервничать, и вы расходуете тем самым энергию.

Больше двигайтесь

Часто спорт воспринимают, только как способ отдохнуть, развеяться. На самом деле двигательные нагрузки напрямую влияют на работу мозга, выяснили авторы книги «Зажги себя!» . Это не требует высокого уровня активности и изнурительных тренировок в зале. Наиболее убедительные исследования показывают, что основным методом двигательной активности все же остается ходьба.

Вместо поедания сладостей - прыгайте!

Когда мы чувствуем упадок сил, то первое, что приходит нам в голову, - надо перекусить. Мы пытаемся восстановить энергию за счет быстрых углеводов. Действительно, нас мгновенно накрывает ощущение прилива сил, но сколько оно длится? Обычно минут 10-15, и потом снова мы чувствуем усталость. В книге есть несколько упражнений, которые помогут обеспечить мгновенный приток энергии. Вот одно из них под названием «прыжки с воодушевлением». Попрыгайте на месте в течение тридцати секунд. Если у вас нет подходящего настроения, представьте, что оно у вас есть, и делайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете воодушевление. Чем больше практики, тем лучше результат.

Экономим силы на решениях

Представьте себе человека, который купил водяной матрас и лег спать. На утро он просыпается и видит воду на своем матрасе. В раздражении он идет в магазин и меняет матрас на новый. Но с утра снова видит воду. Приглядевшись, он обнаруживает, что вода капает от соседей сверху. Он думал, что делать с неисправным матрасом, а нужно было задать другой вопрос: «Как вода попала на мое спальное место?». Перед тем как решать проблему, задайте себе вопрос: «А что является проблемой на самом деле?»

Думайте об энергии, а не о времени

Энергия, а не время - вот главная валюта высокой эффективности. Все, что мы делаем - от прогулки с детьми до общения с коллегами и принятия важнейших решений, - требует энергии. Не имея нужного количества, качества и фокусировки энергии, мы подвергаем опасности любое дело, за которое беремся. Более того, каждая из наших мыслей или эмоций имеет энергетические последствия - к худшему или к лучшему. Поэтому так важно научиться восстанавливать потерянную энергию. Так вы сможете наслаждаться каждым днем, радоваться мелочами и стать счастливым человеком!

Каждый из нас обладает скрытыми жиз­ненными силами, источником особой внут­ренней энергии, которая таится в нашем ор­ганизме и в нужный момент может быть выброшена наружу для воздействия на лю­бой объект.

Именно эти силы придают человеку физи­ческую и духовную стойкость и мощь, укрепляют его волю, сопротивляемость бо­лезням, делают его восприятие жизни ра­достным и активным. Мало того, с помощью внутренней силы мы можем перемещать свою энергию, концентрируя ее в любом участке своего тела. Внутреннюю энергию можно передавать другому, помогая изба­виться ему от болезни либо улучшить его самочувствие.

Чтобы научиться максимально задей­ствовать свою внутреннюю энергию, вос­пользоваться ею в нужный момент, необхо­дима соответствующая методика.

В обычных условиях или во время отдыха кровь взрослого человека поглощает при­мерно 250 мл кислорода в минуту. При физических нагрузках энергетические зат­раты резко возрастают и потребность ор­ганизма в кислороде может увеличиться до десятка раз, в связи с чем в 20-30 раз возрастут и вместимость легких и частота дыхания (рис. 1. Влияние физических наг­рузок на потребление кислорода организ­мом и пропускную способность легких).

Система упражнений по развитию внут­ренней энергии имеет следующие цели:

1. Добиться, чтобы наш организм мог функционировать нормально даже в усло­виях кислородного голодания. Достигается это с помощью сознательного замедления темпов дыхания во время физических нагрузок до 1 -2 дыхательных циклов в ми­нуту (при сохранении нормального пуль­са).

2. Добиться, чтобы при нагрузках на определенные мышечные группы активизация обмена веществ не была бы чрезвы­чайной, не нарушалась нормальная дея­тельность внутренних органов, не отравля­лись клетки тканей молочной кислотой, а снижение животного крахмала (гликоге­на) в крови не выходило за пределы нормы.

3. Добиться, чтобы в условиях физичес­ких нагрузок объем крови, поступающей в сердце, был достаточным, частота сокраще­ний сердечной мышцы возрастала лишь до определенного предела, обеспечивая нор­мальное артериальное давление и крово­снабжение головного мозга.

4. Добиться, чтобы, компенсируя недоста­точность кислорода, организм был спосо­бен вырабатывать необходимое количество красных кровяных телец, повышая содер­жание гемоглобина в крови.

Система упражнений Кхиконг имеет ста­тичную и динамичную формы. В основном статичная форма состоит в использовании дыхательного процесса для постепенного овладения своей нервной системой, причем упражнения производятся в статичном по­ложении, когда все мышцы полностью рас­слаблены, а внимание сосредоточено на ды­хании. Вот почему занятие статичной фор­мой Кхиконг имеет своей главной задачей тренировку нервной системы.

Что же касается динамичной формы, то в результате двигательных упражнений ук­репляются и делаются более эластичными связки, организм приобретает способность к максимально быстрой реакции. Помимо этого, занятия динамичной формой Кхиконг дают возможность овладевшему ею концен­трировать по желанию кровь в любых уча­стках тела, способствуя тем самым ликви­дации различных локальных нарушений. Основное содержание этой формы упраж­нений состоит в соединении, слиянии Мыс­ли, Энергии и Силы (мышечной). Дости­гается это благодаря:

1. двигательным упражнениям, когда лю­бое движение сочетается с дыханием и на­ходится под постоянным контролем и управлением сознания.

2. управлению движением с помощью сознания, мысли с целью достижения мак­симальной точности и в то же время легкос­ти, плавности движений.

3. развитием всей энергетической систе­мы организма. Во время занятий предпо­лагается непрерывная концентрация вни­мания на дыхании, контроль за ним, и в то же время, несмотря на значительные уси­лия в этом направлении, ощущение свобо­ды, легкости во всем теле.

Существует две разновидности динамич­ной формы Кхиконг:

а) внешняя динамичная форма - мето­дика развития внутренней силы с одновре­менным укреплением связок, повышением мышечного тонуса благодаря использова­нию специального спортивного инвентаря;

б) внутренняя динамичная форма - ме­тодика развития внутренней силы с по­мощью таких двигательных упражнений, когда спортивный инвентарь заменяется воображением, то есть мобилизация скры­той внутренней энергии организма происхо­дит с помощью психических приемов.

Спортсмены, занимающиеся боевыми ви­дами искусства, пользуются обычно дина­мичной формой, чтобы научиться концент­рировать все силы тела в том или ином мес­те для придания удару максимальной разрушительной силы. Причем сила эта еще более возрастает, если будет подкреп­лена воображением.

 

 

Это интересно: