→ Изображения древнеегипетского джеда. Магическая традиция джед. Использование в ритуале

Изображения древнеегипетского джеда. Магическая традиция джед. Использование в ритуале

Египетское верование утверждает, что расчлененные части Осириса были распределены по различным местам поклонения ему, позвоночник был захоронен в Деду; и из-за своей сочлененной структуры колонна джед согласуется с этой концепцией. Колонна состоит из двух частей. Первоначально берущая свое начало от ствола дерева верхняя часть, соответствующая верхушке дерева с ее четырьмя обрубками боковых ветвей, в конце концов стала связываться с головой и шеей Осириса, а нижняя часть, соответствующая стволу, связывалась с позвоночником. Как и множество других египетских фетишей, колонна джед очень ясно демонстрирует, каким образом была очеловечена первоначальная форма. Вначале у нее выросли руки, как на западной стене храма в Абидосе, затем были нарисованы глаза, и наконец установилось равенство между колонной и всей фигурой Осириса.

Нам кажется, что Бадж с предельной ясностью продемонстрировал, каким образом появилась колонна ЭлсеЭ. Сравнивая изображения, он установил, что она была образована комбинацией крестца Осириса, самого нижнего сочленения позвоночного столба, со стволом дерева, посвященного древнему богу Бусириса, на который крестец воздвигался:!!. Обычный символ джед является стилизацией этой комбинации:.

Здесь сочетаются три компонента. Первый - фаллический, так как крестец является "нижней частью позвоночника Осириса, которая считалась хранилищем его потенции". Второй компонент - ранее упоминавшаяся "долговечность". То, что здесь вместо фаллоса используется крестец, костная структура, подчеркивает, как и колонна, характер "вечности". Но этой причине символ джед и фигура дерева с обрубками ветвей могут легко совпадать, как к отношении их формы, так и их содержания.

Но третий и самый важный для нас фактор - "возвышение", то есть, то, что крестец устанавливался на вершине ствола дерева.

Таким образом, "вечный породитель", "возвышающийся" или "поднятый" фаллос, становится головой, что доказывает его характер как "семенного" или духовного символа. Подобно солнечному фаллосу - другому духовному символу "голова" дерева зачинает и порождает при рождении из дерева; но ни вечный породитель, ни порождаемый не символизируют "низший" принцип; напротив, они ставятся в "вертикальное положение", то есть "подняты вверх", как показывает сам ритуал. В связи с тем, что "сублимация", возвышение и трансформация низшего принципа в высший явилась самым важным компонентом символа джед, его верхняя часть позднее стала отождествляться с головой Осириса.

"Я -- Осирис, Владыка живых голов, могучий грудью и сильный спиной, с фаллосом, который достигает самых отдаленных мужчин и женщин... Я стал духом, я прошел судилище, я стал божественным существом, Я пришел и я отомстил за свое собственное тело. Я занял свое место рядом с божественной комнатой рождения Осириса, и я уничтожил болезнь и страдания, что были там". [Книга Мертвых, Гл.69.)

Это воссоединение головы и тела с целью образования полноценной фигуры и аннулирования расчленения является одной из основных особенностей культа Осириса. В Книге Мертвых есть глава, которая озаглавлена "О Том, Как Не Допустить Отрезания Головы Человека в Подземном Мире". Возвращение головы было абсолютно необходимо, чтобы тело Осириса было вновь сложено вместе, и то, что мы знаем о тайном культе Абидоса, подтверждает это. В "воссоздании тела Осириса завершающей сценой являлось возведение позвоночника Осириса и установление сверху на него головы Бога".

Таким образом, колонна джед символизирует воссоединенного, вечного Осириса, который может сказать о себе: "Я сделал себя целым и завершенным".

Такое толкование объединения головы и позвоночника в джед подтверждается также молитвой, которую следовало произносить, когда на шею умершего человека клали золотой джед:

"Встань, О Осирис, у тебя есть позвоночник, О, Неподвижное Сердце, у тебя есть связки шеи и спины, О Неподвижное Сердце, встань на свое

основание".

Таким образом, есть два определяющих лейтмотива, проходящих через веру египтян в будущую жизнь, оба связанные с Осирисом. Первый - это вечное существование, сохранение формы тела, а, следовательно, и личности при погребальных обрядах посредством бальзамирования и охраны мумий в пирамидах; второй - это воскрешение и трансформация.

Фигура Осириса с самого начала связана с принципом восхождения. Его самое раннее изображение показывает его как "Бога, Стоящего на Вершине Лестницы". Он - лестница с земли на небо, и те, кто не могли быть похороненными в Абидосе, старались, по меньшей мере, положить там камень у "лестницы великого Бога". Бадж пишет:

""Эта лестница упоминается в Текстах Пирамид. Первоначально она была построена для Осириса, который поднимался по ней на небо. Она была воздвигнута Гором и Сетом, каждый из них поддерживал одну из ее сторон, когда они помогали Богу взбираться по ней; в гробницах Древних и Средних Империй найдено несколько моделей лестниц".

Осирис, расчлененный бог плодородия, который преодолевает свое расчленение, Повелитель Восхождения и Владыка Небесной лестницы, на космическом уровне мифологии является таким же, как Осирис Бог Луны.

Бриффо собрал массу материала, доказывающего, что первоначально царский сан Осириса имел лунный характер. Эта ассоциация архетипична. При матриархате титул царя плодородия юного любовника всегда связан с луной, которая "четвертуется" и возрождается и таким образом обеспечивает плодородие. Однако важно отметить, насколько значительно фигура Осириса поднимается над этими матриархальными ассоциациями.

Поднимаясь с земли на небо и побеждая смерть и расчленение, Осирис становится примером преображения и воскрешения. В Книге Мертвых умерший, отождествляясь с Осирисом, говорит: "Я воздвиг лестницу к Небесам, как и боги, и я божественное существо, как и они". Его восхождение и воскрешение отражают психическую трансформацию, которая проецируется в миф как объединение низшего, земного Осириса с высшим, или как слияние расчлененного, но воссозданного тела Осириса с высшей "божественной душой" и "духовным телом". Эта самотрансформация, воскрешение и возвышение, которые одновременно являются объединением с "я", описываются как объединение Осириса, Бога Подземного Мира с Богом Солнца, Ра.

Восхождение Осириса представлено в Книге Мертвых как восход Гора-Солнца - обозначающего жизнь - из колонны джед, а сама колонна представлена стоящей между двумя горными пиками восхода и захода солнца. Таким образом, джед является "материальным телом", порождающего Солнце-Душу. С другой стороны, на празднике в Мемфисе поклонялись мумии, имевшей вместо головы джед другими словами, ей поклонялись как целостному телу, которому была возвращена голова.

Деду Бусирис, древнейший храм Осириса, расположен в номе, эмблема которого имела большое значение для развития символизма Осириса. Мы можем проследить развитие основных символов по мере перемещения культа Осириса из Бусириса к Абидосу. Осирис перенял символы старого, господствовавшего до него бога Анзти, первоначального владыки Бусириса, - плеть и скипетр. Наряду с ними символом Анзти было тело в форме столба или фасцы, увенчанные головой с двумя страусиными перьями, и совершенно ясно, что Осирис вполне мог ассимилировать оба символа, фасцы и голову. То же самое произошло, когда религия Осириса ассимилировала символы Абидоса. Здесь также старые символы вместе с местным культом "Первого среди Западных", то есть бога, мертвых, с величайшей легкостью приспосабливались к характеру Осириса.

Просмотров: 9878
Категория: Библиотека » Постъюнгианство

С древних времен люди умели находить места Силы и использовать их энергию в своих целях. Издревле существует два основных подхода к традициям использования мегалитических сооружений в целях получения и накопления энергии.

Первый подход - так называемая южная традиция. Это магический опыт народов, населявших южные земли. Его использовали жрецы и маги всех древнейших в мире цивилизаций. Это в первую очередь цивилизация древнего Шумера, все города которой располагались в строго определенной логической последовательности. Это Древнеиндийская цивилизация, донесшая до нас знания, сохраненные в ведах. Это Египет, сохранивший для нас вечные памятники древней архитектуры. Это также и Китай - первое в Азии государство, получившее власть от небесных владык. И, конечно же, это Америка. Майя и инки, а прежде них - загадочные толтеки, построившие на американском континенте множество городов и монументальных комплексов.

Южная традиция предполагает размещение в Местах Силы грандиозных сооружений, воплотивших в себе знания об астрономических объектах, таких как Солнце, Луна, планеты солнечной системы и звезды. Это была магия больших городов, в самой основе которых лежал принцип природной логики и геометрии. Это магия, способная влиять на окружающую среду, изменять природный ландшафт и, конечно же, влиять на людей. И монументальные сооружения должны были это влияние подчеркнуть.

Начнем с первой традиции

Самыми известными и популярными на сегодняшний день древними сооружениями такого плана, расположенными в Месте Силы, являются пирамиды Гизы. Есть совершенно точные археоастрономические данные о том, что взаимное расположение трех пирамид Гизы в точности соответствует взаимному расположению трех звезд в созвездии Пояса Ориона на момент 10450 года до н.э. А знаменитый Сфинкс, представляющий из себя, как нам известно, льва с человеческим лицом, смотрит строго на Восток в точку восхода Солнца в день Весеннего Равноденствия. Так вот в 10450 году Солнце в этот день восходило как раз в зодиакальном созвездии Льва (см: Роберт Бьювел «Секреты пирамид»).

Вообще о пирамидах Гизы и в основном о Великой Пирамиде и её замечательных геометрических свойствах написано и сказано очень и очень много. Все эти данные находятся в свободном доступе и лишний раз перечислять их мы не будем. Коснемся лишь исследований так или иначе связанных с распределением и энергий.

Свидетельство первое (свойства пирамиды).

Экспериментально доказано, что предметы, помещенные внутрь пирамиды, меняют свои обычные свойства, к примеру, вода остается свежей в течение нескольких недель, а лезвия бритвы со временем не портятся вообще.

Свидетельство второе (теория палеоконтакта).

Есть данные о том, что в древности существа, которых люди называли богами, построили Великую Пирамиду с целью расположить в ней не много ни мало - электростанцию, вырабатывающую энергию путем разложения воды на составляющие её элементы - водород и кислород. Тепловая энергия, получаемая при сгорании водорода, почти на 100% превышает количество энергии, необходимой для расщепления воды. Поэтому тут можно говорить об источнике энергии, сравнимом с атомной станцией. На первый взгляд это звучит довольно странно, однако детальная схема расположения камер Великой Пирамиды говорит нам о том, что такое вполне возможно, тем более что разработки подобных агрегатов активно ведутся и в наши дни (см: Ален Ф. Элфорд «Боги нового тысячелетия»).

Свидетельство третье (энергия Джед). Великая Пирамида в древнеегипетской традиции ассоциировалась с образами сначала бога, а затем уже фараона. Отсюда и последующая традиция захоронений фараонов внутри гробниц. Началом подобных сравнений служит легенда об Осирисе.

Система переходов и галерей в Великой Пирамиде, если смотреть с юга на север, очень сильно напоминает человека в короне, стоящего лицом к заходящему солнцу, чьи ноги уходят в землю, как корни дерева.

Это изображение созвучно легенде об Осирисе - тело Бога внутри колонны в доме Царя.

«Этот царь есть Осирис, эта пирамида царя есть Осирис, и это строение его есть Осирис» (Тексты Пирамид 600). Это высказывание из текстов Пирамид 5 династии. Здесь описываются отношения между царем, пирамидой и Осирисом. Очевидно, что царская пирамида воспринималась как воплощение Осириса и сам царь (умерший) тоже воспринимался как Осирис.

О персонификации пирамиды и ее идентификации с царем пишет во вступлении к своей книги «Пирамида Унаса» Александр Пьянков: «Забальзамированное тело царя лежит внутри или под пирамидой, которая сама по себе воспринималась как его тело. Пирамиды персонифицировались и титулы цариц 6 династии говорят о том, что название царской пирамиды заменяло собой имя царя. Например, дочь Унаса названа «царской дочерью тела (пирамиды) «Прекрасны Места Унаса». Здесь он находил покой в потустороннем мире и получал питание и поддержку для своей души в ходе специально разработанного ритуала. В то же самое время пирамида олицетворяла собой солнечный холм, Бенбен, - окончание обелиска, посвященного солнечному богу.

Эта двойная функция пирамиды, описанная Пьянковым (символ тела царя и символ солнечного холма), четко прослеживается в структуре пирамиды Хуфу. Вид внутренней структуры с юга - это фигура Осириса, совмещенная со столбом Джед, внутри пирамиды. Это место, где царь вновь будет зачат и рожден, о чем говорится в другом отрывке из Книги Мертвых:

«Я тот, что из столба Джед,
Сын того, что из столба Джед.
Я был Зачат в Джеду,
Я был рожден в Джеду».

Заключение тела Осириса в ствол дерева в доме царя и его последующее возрождение описывается в легенде об Осирисе и в многих высказываниях из Текстов Пирамид. Тело царя, тело Осириса, пирамида царя мыслились древними египтянами как идентичные понятия (ТП 600). Из этого следует, что царь - это Осирис, и его пирамида - это Осирис, и проектируя пирамиду и ее внутренние помещения в виде символа возрожденного Осириса, царь обеспечивал возрождение себе самому.

Здесь нам следует также сразу подробно объяснить само понятие «Джед».

Джед - один из самых узнаваемых древнеегипетских символов - столб с четырьмя (очень редко с тремя) перекладинами. Иногда изображался с человеческими руками, держащими царские регалии. Бог Птах, которому поклонялись в Мемфисе, иногда упоминается как «благородный джед». Однако, чаще всего Джед ассоциировался с Сокаром и Осирисом, символом последнего он впоследствии и стал.

Итак, египтологи в основном считают «джед-столб» символическим изображением позвоночника бога Осириса (символ прочности и власти). И, как следствие, власти фараона. Однако, это лишь официальная версия для школьных учебников. Фактически же, историки не могут дать никаких внятных объяснений происхождению данного символа, кроме совершенно очевидного отождествления его с богом Осирисом.

Но не будем забывать и про сторонников палеоконтакта, которые выдвигают самые смелые версии, не опасаясь порицания со стороны представителей классической археологии. Сторонники палеоконтакта объясняют функцию столба джед вполне ясным его сходством с обычным электрическим изолятором только немного странной формы. Не верите? Вот вам наглядное сравнение.

Две картинки. На первой египетские боги устанавливают «джед-столб», а на второй - современные специалисты ведут электросеть, используя изоляторы.

Вот ещё два рисунка. На первом - бог Хор (справа), сын и наследник Осириса, удерживающий в левой руке тройной повторяющийся символ «анкх». В основании этого предмета мы видим ни что иное как три небольших столба джед. В правой руке у Хора тоже не совсем обычный тройной предмет, из которого исходят три линии, проходящие прямиком через головной убор Осириса (слева). На втором рисунке - один из узлов современной электростанции. Как видим, здесь тоже присутствуют многочисленные тройные изоляторы («джед-столбы»), линии электропередач и, конечно же, персонал, контролирующий работу станции.

Отсюда мы вслед за сторонниками палеоконтакта можем сделать вывод о том, что «джед-столб» являлся в Древнем Египте условным обозначением электрических сетей. А Осирис, в свою очередь, был, своего рода главным энергетиком этого региона. Потому и отождествлялся с этим символом.

Энергетическим же центром региона стала Великая Пирамида, бывшая, как мы уже говорили, электростанцией, построенной богами на территории Египта.

Но вернемся к нашим местам Силы. Почему древние строители решили воздвигнуть систему из трех пирамид именно в долине Гизы? Мы совершенно точно знаем, что это - место Силы, поскольку оно напрямую связано с другими такими же энергетически сильными местами. Несомненно, строители пирамид также знали об этом, но, несмотря ни на что решились-таки воздвигнуть на плато Гиза монументальный комплекс для получения электроэнергии.

Вероятно все дело в изначальной природной силе такого места. Планета открывает свои места Силы, а человек, способный эти места обнаружить, может найти способы использования такой Силы.

И использует.

Общеизвестно, что в местах Силы нередко наблюдается воздействие как на духовном так и на физическом уровне. Такие места влияют на самочувствие людей и животных, на приборы и даже на метеорологические условия в своем районе. И чем крупнее само место Силы, тем сильнее будет его воздействие. Причем как положительное, так и отрицательное. Тысячи людей, например, регулярно посещают Тибет в поисках здоровья, силы и просветления. И находят их там. Однако, есть и прямо противоположные примеры воздействия таких мест. И если Тибет излучает в целом положительную энергетику, то, к примеру, камчатская Долина смерти забирает у людей и животных не только здоровье, но и саму жизнь. И таких негативных мест тоже немало, и влияние их тоже довольно велико. Причем, не только на живых существ.

В Якутии в районе реки Вилюй тоже есть своя Долина смерти. Тоже смерть, тоже негатив, куча всяких ужасных историй. Но нам она интересна прежде всего тем, что в 50-х годах XX века военные проводили в этом районе подземные ядерные испытания. Результаты оказались совершенно непредсказуемыми. Взрыв вышел из-под контроля. Мощность взрыва в две тысячи раз превысила ожидаемую. Никаких официальных объяснений этому факту пока нет. Единственная возможная причина - энергетическое воздействие Долины смерти.

Если руководство советской армии догадалось провести подобные опыты в месте Силы, то почему бы, спрашивается, древним строителям пирамид не расположить в подобном месте свою электростанцию? Тем более, что они лучше нашего знали свойства мест Силы.

С наилучшими пожеланиями,
астролог Александр Дань

Раздел 3. Колонна Джед – символ системы миров Всевышнего.

В додинастические времена Египта, а это было около 7 тысяч лет тому назад, то есть в конце пятого тысячелетия до новой эры в городе Мемфис якобы «возник» ритуал «установки джеда». Этот ритуал совершал сам царь (фараон) при помощи жрецов.
Как-то внятно объяснить, что такое колонна Джед, египтологи современные не могу. Кто-то придумывает, что это некая энергетическая установка египтян, а кто-то утверждает, что «Установление колонны Джед» было кульминационным пунктом ритуалов, связанных с восшествием на престол нового монарха, сменяющего умершего.То есть придумывают, кто во что горазд.
Вот еще одно мнение: в конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Водружение столба «джеда», посвященного Осирису символизировало воскрешение Осириса, в знак победы над Сетом, который «положил столб на бок». Смысл этой мифологемы связан с созвездием Орион (отождествляемое с Осирисом), которое египтяне именовали Сах (Sach), и которое считали «царём звезд». Когда созвездие Орион «заваливается на бок» и исчезает за западным горизонтом, на востоке в этот час восходит созвездие Скорпиона, олицетворяющее Сета, убийцу Осириса. Т.е. смерть Осириса, символически происходит каждые двенадцать часов, пока Осирис-Орион не взойдёт в Ахет, восточной части небес, и не встанет вертикально. То есть по вторичному смысловому наполнению этого символа в ритуалах египетского вероисповедания делаются выводы мало соответствующие прямому значению символа и совсем не раскрываются знания заложенные в этот символизм "колонны Джед".
И на что необходимо обратить внимание из описаний столба Джед в египтологии, так это следующее: из-за включения столба джед в символику потустороннего мира, он становится украшением умерших (тел на Земле). На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался Джед, как говорят египтологи, символ отождествления мертвого с Осирисом. Также этот символ играл роль оберега в путешествии человека по загробному миру. Пластические изображения столба Джед использовались в качестве талисманов и укладывались с усопшими для защиты их от потусторонних опасностей.

Фото 4. Джед в экспозиции Лувра (посередине).

Египтологи считают столб Джед всего лишь доисторическим фетишем, предметом древнеегипетского культа.
Джед представляет собой столб или колонну с несколько расширенным основанием и четырьмя поперечными досками на верхнем конце, расположенными ярусами.
Что символизирует столб джед на самом деле, египтологи даже не понимают и объясняют, например, якобы джед указывает на ожидаемую продолжительность царствования, и якобы процедура могла означать восстановление стабильности правления и порядка, а также олицетворяет позвоночник бога Осириса. Данные объяснения просто высосаны из пальцев и собственных фантазий египтологами, глядя на росписи некрополей египетских.
Столб джед изображали с атрибутами власти. Он так же был связан с талисманами власть (уас - справа) и жизнь (анх – слева на фото 4).
Обратите внимание, что Джед имеет именно четыре перекладины вверху колонны и семь одинарных (а бывает двойных) полосок внизу колонны.

Фото 5. Древний Египет. XIXI династия. ХIII в. до н.э, роспись гробницы Нефертари в Долине Цариц. Фивы.

Колонна джед египетской религии и Знаменский храм в Подольске России, описание светильника в Скинии Моисея в Библии (Торе), убранство входа (царские врата) алтаря православной церкви, миф Рамаяны индусов о трех матерях есть одно и то же – олицетворение символа строения мироздания – основа (позвоночник) замысла Творения Всевышнего.
Четыре перекладины столба джед есть четыре мира, описываемые каббалистами в их тайной доктрине «ЗОГАР»: Ацилут, Брия, Ецира и Асия.
Прочтите предыдущий материал по строению эфира в предыдущих постах блога.
Все эти четыре мира отражены Всевышним в Матрице физического мира, и кроме того она содержит дополнительное информационное расширение трех подматриц физического мира. Итого Матрица физического мира состоит из семи информационных подматриц: ацилут, бина, ецира, асия, как отражение (информационной перекодировки) Ацилут, Брия, Ецира и Асия, а также плюс еще три подматрицы мира Огненного, Тонкого и Плотного в физическом нашем мире.
А почему семь или четырнадцать полосок внизу колонны миров изображали египтяне? Очень просто, есть Левый и Правый миры по семь подматриц.
Почему миры физического мира названы Огненный, Тонкий и Плотный? Потому что других наименований, как в Бхагават Гите индусов, авторы нигде не нашли. Может не научно по нынешним временам эти названия звучат, но зато правильно названы.
Иногда колонна Джед изображалась по иному египтянами, например, как на фото 5 с дополнительной символьной атрибутикой: мир сложен из двух половинок, то есть это столб миров Правого мира - 12 миров и столб миров Левого мира (физика называет Левый мир антимиром и антиматерией) - 12 миров. А всего структура миров по вертикали состоит из 24 миров. Но во всех случаях символизм отражает великие знания египтян, а не просто якобы некий «символ плодородия» якобы примитивной религии.

В следующий раз я расскажу вам о символизме столба миров в религии кришнаитов (индуизм) - "Три матери Рамаяны".

Как уже указывалось ранее, на верхней части «скипетров» богов имелись элементы под названиями «уас», «анкх» и «джед», которые в рабочем состоянии «скипетра» располагались в направлении того, на кого оказывалось при этом какое-то воздействие.

Однако изображения на стенах в храме Сети I содержат сцены, в которых боги используют эти элементы – «уас», «анкх» и «джед» – и без каких-либо «скипетров». В этих случаях данные элементы находятся в руках богов, но при этом явно тоже оказывают какое-то воздействие на людей или других богов. Даже бог Тот, держа свой экзотический «скипетр» со змеями в левой руке, производит воздействие не им, а «анкхом» в правой руке.

Рис. 114. Комбинация из «анкха» с двумя «уасами» в руках Гора

И если ориентироваться на подобные сюжеты, то можно сделать вывод, что как раз «уас», «анкх» и «джед» являлись главными функциональными элементами «скипетров» и могли реализовывать свои функции и без «скипетров». Сам же «скипетр» при этом оказывается, по сути, вспомогательным элементом – возможно, усиливая действие «уасов», «анкхов» и «джедов».

Несмотря на то, что «уас», «анкх» и «джед» встречаются на древнеегипетских изображениях не просто часто, а очень часто, исследователи до сих пор не могут дать ни одного хоть сколь-нибудь толкового объяснения, что же реально скрывается за их изображениями.

Посмотрим, что же пишут по этому поводу доступные источники.

Рис. 115. Два «уаса» на стене храма Эдфу

«Уас» – египетский иероглиф, обозначающий власть (силу, мощь). «Уас» был в древние времена видом фетиша, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья.

До периода Среднего Царства умершему давали с собой в могилу деревянный «уас», чтобы тот мог применить его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух «уасов», которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо». Украшенный пером и лентой, «уас» был эмблемой Фив и соответствующего нома.

И это практически все. Ничтожно мало для того, чтобы пытаться выявить какой-нибудь внятный функционал реального прототипа «уаса» – элемента «скипетра» богов…

Рис. 116. Деревянный «анкх»

Гораздо больше можно найти про «анкх», который напоминает по своей форме обычный крест, у которого верхняя «палочка» заменена на петлю.



«Анкх» – символ, ведущий свое происхождение из древнего Египта. Известен как египетский иероглиф, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей» и «египетский крест». «Анкх» клали в гробницу фараонам, чтобы после смерти их души смогли продолжать жизнь в другом мире. Из-за своей схожести с христианским крестом он вошел в коптскую символику в качестве символа вечной жизни.

Значения «анкха» как знака расплывчаты и спорны, однако обычно считается, что он символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, и являлся защитным символом.

Значение этого знака и его формы давно вызывает споры среди египтологов и других исследователей. Это дает почву для возникновения множества теорий. «Анкх» пользуется большой популярностью у любителей эзотерики, которые вкладывают в него самый разный смысл.

Безграничная вера в силу «анкха» родилась из легенды о том, что именно так выглядит ключ от Врат Смерти, через которые проходит душа, чтобы уже никогда не вернуться назад. Изучая древнеегипетские святилища и гробницы фараонов, ученые заметили, что «анкх» всегда изображался в руках у живых людей или богов, в отличие от других символов бессмертия. Обладая этим магическим ключом, фараоны и боги могли совершать путешествия во времени и пространстве, свободно проходя через Врата Смерти.

Происхождение знака «анкх» не ясно. Предположения охватывают широкий диапазон – от сложного сексуального символизма до банального ремешка сандалии, завязанного похожим образом. Возможно, последний вариант возник из-за того, что на некоторых древних изображениях нижняя часть «анкха» раздваивается. А известный египтолог Флиндерс Петри высказывал версию происхождения знака «анкх» от своеобразного «пра-галстука» – ленты, повязанной на шее. Такие «пра-галстуки» имеются на некоторых архаичных изображениях.

Рис. 117. Версия «пра-галстука»

Однако версия «пра-галстука» или узла на сандалиях серьезно противоречит тому, что многие египетские боги изображались с «анхом» в руке. Также и люди показаны в «анкхом» в руках. Никакой узел так в руках не понесешь – разве что из проволоки, но проволока в качестве подвязок шнурков и галстука на шее древними египтянами не использовалась.

Если же мы рассматриваем вариант, что «анкх» был какой-то составной деталью многофункционального «скипетра», а также обладал самостоятельными функциями, то он должен был являться каким-то устройством или частью устройства. И для «анкха» обнаруживается весьма любопытное совпадение.

На сайте FindPatent.ru имеется описание устройства, на которое выдан патент под номером SU 609405. Это устройство фигурирует под названием «элемент настройки сверхвысокочастотного тракта». Автор изобретения – Петров В.Е.

Приведем описание:

«Элемент настройки сверхвысокочастотного тракта, содержащий винт с продольной прорезью, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного изменения усилия стопорения, винт выполнен из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина с возможностью перемещения вдоль петли.

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в волноводах, сверхвысокочастотных (СВЧ) фильтрах и резонаторах.

Известен элемент настройки сверхвысокочастотного тракта, содержащий винт с продольной прорезью. Однако в известном элементе настройки не обеспечивается плавного изменения усилия стопорения.

Целью изобретения является обеспечение плавного изменения усилия стопорения.

Для этого в элементе настройки СВЧ тракта, содержащем винт с продольной прорезью, винт выполнен из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина с возможностью перемещения вдоль петли.

На чертеже показан предложенный элемент настройки, общий вид.

Элемент настройки СВЧ тракта содержит винт 1 с продольной прорезью, выполненный из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина 2 с возможностью перемещения вдоль петли. Винт 1 размещен в резьбовой втулке 3 отрезка волновода 4.

Элемент настройки работает следующим образом.

Полное сопротивление отрезка волновода 4 изменяется до нужного значения винтом 1, который для этого приводится во вращение. При этом изменяется глубина погружения винта 1 в полость отрезка волновода 4. За счет упругости материала, из которого выполнен винт 1, возникает поперечное усилие на резьбу втулки 3, что обеспечивает стабильность положения винта 1 в отрезке волновода 4.

С помощью пластины 2, имеющей в области винта 1 профиль клина, регулируют величину поперечного усилия на резьбу втулки 3. Перед настройкой пластины 2 располагают в удалении от отрезка волновода 4, что уменьшает поперечное усилие на резьбу втулки 3. По окончании настройки пластину 2 сдвигают в сторону отрезка волновода 4. Этим осуществляют плавное стопорение настроечного винта 1».

Рис. 118. Элемент настройки сверхвысокочастотного тракта

Что это – случайное совпадение формы?..

Заметим, что винт имеет прорезь, то есть нижняя часть такого «СВЧ-анкха» раздваивается. Но ведь именно раздвоение нижней части «анкха» прослеживается на наиболее древних изображениях!.. И тут совпадение?..

Что делает элемент настройки?.. Он регулирует поток энергии сверхвысокочастотного излучения в волноводе. А что делает бог с помощью «анкха»?.. Он фактически регулирует поток «жизненной энергии» … Опять совпадение?..

Не возьмусь утверждать, что боги использовали именно микроволновые устройства (микроволновка = СВЧ-печь), и именно подобными элементами регулировали их работу. Как не возьмусь утверждать, что с помощью микроволнового излучения можно увеличивать «жизненные силы». Но не могу отрицать и вполне явного сходства запатентованного устройства с «анкхом», на что обратил мое внимание геолог из Санкт-Петербурга Сергей Дигонский…

Рис. 119. «Джед»

Наиболее загадочным из трех функциональных элементов «скипетра» богов оказывается «джед».

Происхождение этого иероглифа и символа точно не известно. А мнения специалистов по его поводу сильно расходятся.

Раймонд Фолкнер считал, что «джед» напоминает ствол дерева с остатками горизонтальных ветвей, а соответствующий иероглиф переводил как «стабильность», «терпеливость». Алан Гардинер предположил, что «джед» представляет собой колонну, имитирующую пачку стеблей, связанных вместе. А Уоллис Бадж полагал, что «джед» является древнейшим символом Осириса и представляет позвоночник этого бога. Форму «джеда» Бадж сравнивал с нижней частью позвоночника человека с частью ребер, присоединенных к нему (верхняя часть «джеда»). Соответствующий же иероглиф он переводит как «стабильность, постоянность, твердость, стойкость».

Следует отметить, что версия Баджа, взятая ныне на вооружение египтологами, несколько противоречит тому, что «джед» в Древнем Царстве ассоциировался с богом Птахом, а связываться с Осирисом стал позднее.

Нужно также учесть, что большинство «джедов», найденных в более поздних гробницах, являются плоскими объектами, как правило, имея толщину не более четвертой части их ширины. Однако «джеды» периода первой династии представляют собой симметричные объемные объекты в виде круглого столба. Судя по всему, с течением времени исходное представление о «джеде» терялось, и более поздние его изображения изготовлялись на основе иероглифических надписей, которые сами по себе плоские.

Рис. 120. «Джеды» из захоронения времен первой династии

Наиболее распространенная среди сторонников альтернативных взглядов на историю Древнего Египта версия сводится к тому, что «джед» изображает вовсе не «позвоночник Осириса», а нечто вроде современного изолятора. Эта версия основывается как на определенном внешнем сходстве, так и на том, что «джед» фигурирует в изображениях с выше описанными «электрическими лампами» в тайной крипте храма Хатхор в Дендере – тем более, что на одном из этих изображений «джед» поддерживает непосредственно змею, которая, по данной версии, является то ли электрическим разрядом, то ли нитью накаливания. Вдобавок, в египетской письменности (по некоторым утверждениям) слово «прочный» было связано со значением «изолированный».

И на первый взгляд, в такой версии есть рациональное зерно.

Рис. 121. Современный изолятор

Однако лично у меня версия изолятора вызывает довольно сильные сомнения (хотя больше где-то глубоко на подсознательном уровне).

Во-первых, столь однозначные выводы на основе лишь внешнего сходства и одного-единственного изображения «электрической лампы» (одного из трех!) – дело весьма ненадежное.

Во-вторых, смущает очень большое количество изображений «джеда» в Египте. Конечно, когда имеешь дело с электричеством, изолятор – очень важный элемент. Но не настолько же, чтобы считать его одним из самых главных, а именно на такую мысль наводит изобилие изображений «джеда».

И в-третьих, в том же храме Сети I имеются изображения «джеда» таких размеров, которые как-то не очень подходят к версии изоляторов. Здесь «джед» выше человеческого роста и более похож на столб, так что его часто и называют «джед-столб».

Рис. 122. «Джед-столб» в храме Сети I

С одной стороны, принимать размеры отдельных элементов египетских изображений за реальные нельзя.

Есть замечательная, на мой взгляд, статья академика Бориса Раушенбаха «Живопись и рельеф Древнего Египта», в которой он показывает, что методы и приемы, использовавшиеся в древнеегипетском изобразительном искусстве, те же самые, что применяются в современном техническом черчении. И среди этих приемов – разномасштабность.

«В древнеегипетской живописи разномасштабность тоже широко использовалась. Она оказалась очень удобной для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления… Так, например, в связи с задачами изображения художник делает воинов непомерно большими по сравнению с крепостью, около которой идет сражение; птицы, сидящие на ветвях дерева, нередко настолько огромны, что непонятно, как их удерживают ветви (но зато можно увидеть каждое перышко и даже определить принадлежность птиц к тому или иному виду).

Весьма часто разномасштабность имеет иерархический смысл – фигура фараона много больше фигур других лиц на том же изображении. Иногда можно встретить несколько градаций: больше всех фигура фараона, затем (в порядке уменьшения) – фигуры вельмож и меньше всех изображения простого народа – воинов, слуг и т.п.» (Б.Раушенбах, «Живопись и рельеф Древнего Египта»).

Но с другой стороны, во-первых, тот же Раушенбах указывает, что при взаимодействии персонажей (а именно такое взаимодействие и показывают изображения с «джед-столбом» в храме Сети I) «правило иерархического неравенства фигур обычно не применялось». И во-вторых, по утверждению египтологов, в Древнем Египте действительно имелись «джед-столбы». Установление «джед-столба», как считается, было кульминационным пунктом ритуалов, связанных с восшествием на престол нового монарха, сменяющего умершего. Эта процедура могла одновременно означать и возрождение ушедшего монарха, и восстановление стабильности правления и порядка. И в частности, именно так трактуется то изображение в храме Сети I, где устанавливать «джед-столб» фараону помогает богиня Исида.

К сожалению, мне не удалось найти, на каком основании египтологи делают такие выводы. Ведь «джед-столбов» подобных размеров в Египте не найдено. И не исключено, что утверждение о таком ритуале выстроено лишь на попытке объяснить, как раз изображения в храме Сети I.

Но допустим, что такой ритуал действительно был. А ритуал нередко является воспроизведением каких-то реальных действий в прошлом, и особенно это характерно для карго-культа. Тогда что было прототипом «джед-столба» в ритуале его установки?..

В одном из вариантов объяснения формы «джеда» приводится следующая идея.

Согласно представлениям древних египтян, четыре угла неба поддерживали четыре столпа (эти столпы персонифицировали и связывали с четырьмя сыновьями Гора). Столпы или колонны в Древнем Египте нередко имели форму стебля лотоса с распустившимся цветком наверху. И форма «джеда» получается, когда такие четыре Столпа Неба сливаются в один.

Рис. 123. Колонны в форме распустившегося лотоса

Мне в этом варианте понравилась мысль о слиянии четырех столпов в единую конструкцию.

Почему-то во всех вариантах поиска осмысленного объяснения формы «джеда» он, по умолчанию, рассматривается как монолитный объект. Но разве он не может быть составным?.. Египтяне ведь воспроизводили внешнюю форму, явно не зная внутренней конструкции. А у сложных технических устройств монолитность встречается редко.

Допустим, что «джед» собирался из отдельных частей. Например, основание было полым цилиндром с расширяющимся в виде цветка лотоса навершием, а в него последовательно вставлялись другие аналогичные полые цилиндры (только меньшего диаметра) с таким же навершием. И мы имеем как минимум 4 или 5 отдельных элементов (5 получается в случае, если нижнее навершие находится на цилиндре, который сам вставляется в цилиндр-основание, не имеющий навершия).

Добавим теперь во внутреннюю конструкцию, скажем, пружинки разных диаметров и получим устройство, в котором отдельные цилиндры с навершиями могут совершать колебания друг относительно друга – расширяющаяся форма навершия допускает при определенных условиях (если верхняя поверхность навершия повторяет нижнюю) даже то, чтобы навершия в случае сильного сжатия плотно примыкали друг к другу.

Подключим какой-то источник энергии и заставим всю эту систему совершать колебания. Постепенно увеличивая частоту колебаний (в случае правильно подобранной внутренней конструкции) мы можем получить источник ультразвука или даже СВЧ-генератор!..

Вот, что могло быть прототипом и маленького «джеда», и «джед-столба» одновременно – генератор!.. Ведь генератор может быть и маленького размера, и размером с человека.

А генератор – уже гораздо более важный элемент, чем простой изолятор. И в этом случае изобилие изображений «джеда» совсем не удивляет…

 

 

Это интересно: