→ Как циклить беговые лыжи. Александр Вертышев: делаем циклю для подготовки беговых лыж. Грунтовка лыж для соревнований

Как циклить беговые лыжи. Александр Вертышев: делаем циклю для подготовки беговых лыж. Грунтовка лыж для соревнований

Для того, чтобы подготовить свои лыжи к серьезным соревнованиям, нужен огромный опыт, чутье и возможно даже удача. Профессиональные команды лыжников имеют несколько человек, которые занимаются подготовкой лыж, измеряют влажность и температуру воздуха. Но подготовить лыжи так, чтобы они неплохо скользили, при любительском катании, может каждый. Данная статья создана с целью ознакомления читателей с методикой нанесения парафина, мазей держания, правильной обработки лыж щетками и т.д.

Подготовка лыж конькового стиля и скользящей части классических лыж.

Для лучшего катания скользящая поверхность лыжи должна иметь структуру, схожую со структурой снега, а также на ее поверхность должны быть нанесены мази скольжения или парафины, которые бы соответствовали погодным условиям. Наилучшее скольжение лыж можно получить, если соответствие структуры лыж и мази будет оптимальным.

Задача лыжной структуры - максимально уменьшить соприкосновение скользящей поверхности и силу трения со снегом.

Структура поверхности - этот тот рисунок, который остается на пластике после обработки лыж на специальных машинах. Структуру можно нанести и вручную с помощью накатки или нарезки. Поверхность с мелкой структурой подходит для холодной погоды и мелкозернистого снега. Для теплой погоды используют лыжи с более крупной структурой.

Виды лыжных структур, наносимых с помощью накатки TOKO.

Нанесение парафина на лыжу.

Если парафин достаточно мягкий, то его можно просто намазать на лыжу. Если же он жесткий, то его нужно сплавлять с утюга на лыжу. Есть вариант разогревать брусок парафина и делать им мазок по лыже. Не важно, каким методом вы воспользуетесь, но парафина должно быть нанесено столько, чтобы равномерно покрыть лыжу слоем от 0,3 до 1 мм.

Расплавление парафина с помощью утюжка.

После нанесения парафина его следует расплавить и разровнять по лыже разогретым утюгом. Обработка лыжи с помощью утюга - опасная процедура, можно перегреть и испортить пластик скользящей поверхности. Температура утюга должна быть минимальной, но достаточной для плавления парафина. Проводить утюгом по лыже нужно быстро, без задержек и частых повторений. Между утюгом и скользящей поверхностью всегда должен оставаться слой парафина, при контакте подошвы утюга и лыжи пластик быстро перегревается и вздувается. Нельзя экономить парафин, ведь появляется значительный риск испортить лыжи. Поверхность утюга время от времени нужно очищать ветошью.

Подготовка лыж для конькового стиля.

Очистка и подготовка поверхности.

Для начала нужно несколько раз обработать скользящую поверхность лыжи латунной или стальной щеткой. Проводить щеткой нужно в одном направлении, от носка к пятке лыжи. Затем нужно нанести слой грунтового парафина и разровнять его утюгом при невысокой температуре. Потом нужно очистить поверхность лыжи скребком. Желоб также очищается специальным скребком. После такой очистки остается много парафина, поэтому необходимо обработать поверхность нейлонной щеткой. После этой процедуры поверхность лыж должна быть достаточно очищена для дальнейшего нанесения базовых и скользящих парафинов.

Нанесите от одного до трех слоев "теплого" парафина. После того как нанесен очередной слой, парафин должен остывать пятнадцать - двадцать минут. Затем его нужно обработать скребком и щеткой из нейлона. При подготовке лыж к соревнованиям перед парафином скольжения обязательно наносят специальный графитовый парафин.

Наносить парафин нужно соответствующий погоде, затем счистить его скребком и обработать щетками: сначала щеткой с конским волосом, затем щеткой с тонкими стальным волосом - это придает дополнительную структуру, и нейлоновой щеткой в конце для окончательной полировки.

После выполнения всех вышеперечисленных процедур лыжи готовы к использованию.

1. Очистите поверхность от загрязнения с помощью . 2. Нанесите базовый . 3. Равномерно разровняйте парафин по поверхности лыжи.
4. Очитсите поверхность от парафина с помощью . 5. Очистите желобок с помощью специального . 6. Вычистите остатки парафина из структуры с помощью .

Нанесение ускорителей.

Твердый ускоритель.

Нанесите парафин, соответствующий погоде. Затем нанесите ускоритель. Разотрите поверхность лыжи пробкой, пока она не станет теплой, и отложите лыжу на двадцать минут. Затем нужно обработать поверхность щеткой. Повторите процедуру от двух до пяти раз для того, чтобы ускоритель лучше держался. Нанесенный таким образом ускоритель должен держаться до десяти километров.

Фторуглеродный порошок.

Подготовьте скользящую поверхность лыжи, и нанесите базовый парафин. Обработайте его скребком и щеткой. Затем нанесите парафин для данной погоды. Далее повторите процедуру со скребком и щеткой. Равномерно посыпьте порошком скользящую поверхность лыжи, затем проведите по поверхности, расплавляя порошок. Температура утюга должна быть такой, которая указана в инструкции порошка. Затем отложите лыжу на двадцать или более минут. Последнюю обработку щетками лучше произвести сразу перед использованием лыж.

1. Разогрейте скользящую поверхность с помощью . 2. Насыпьте на поверхность. 3. Равномерно распределите ускоритель с помошью .
4. Расплавьте ускоритель . 5. Снимите излишки ускорителя . 6. Отполируйте поверхность перед забегом с помощью .
Эмульсии.

Нанесите базовый парафин и проведите процедуру очистки скребком и щеткой. Затем нанесите подходящий под данную погоду парафин и повторите процедуру очистки. Потом нанесите эмульсию и дайте ей высохнуть пять - десять минут. Затем разотрите пробкой до нагревания лыжи и снова оставьте лыжу в покое на двадцать минут. После этого можно приступать к завершающей обработке поверхности щеткой.

1. Предварительно отполируйте поверхность лыжи. Используйте желтую сторону . 2. Распылите на расстоянии 10 см от лыжи и дайте высохнуть при комнатной температуре 15 мин. 3. Отполируйте поверхность белой стороной . 4. Перед забегом дополнительно отполируйте поверхность специальной .

Подготовка лыж классического стиля.

Подготовка скользящей поверхности.

Подготовка скользящей поверхности проводится так же, как и подготовка лыж конькового стиля, но без обработки лыж под колодкой. Не наносите парафин под колодку, следует наносить его только на носке и пятке лыжи. Длинну колодки можно вычислить самостоятельно, и для этого вам понадобится помощник. Для этого нужно на ровном полу встегнутся в лыжи и равномерно встать на обе ноги. Попросите помощника просунуть под лыжную колодку бумажный лист и отметить на колодке те места, где лист будет упираться в скользящую поверхность. Тем самым вы определите вашу индивидуальную длинну эффективной поверхности для отталкивания. Если вы выберите слишком жесткие для вашего веса лыжи, то длинна колодки может быть больше 70-75 см. - это плохо скажется на динамических характеристиках лыжи - вы не сможете качественно отталкиваться и потеряете скорость скольжения. Подбирайте лыжи в соответствии с вашим весом и уровнем катания.

Длинна толчковой поверхности классической лыжи зависит от веса лыжника и от жесткости лыж, но не должна быть более указанной на рисунке.

Твердые мази держания.

Обработайте колодку наждачной бумагой для лучшего сцепления мази с поверхностью лыжи. Так мазь будет дольше держаться. Для нижнего слоя используется грунтовая мазь. Следует нанести один слой подогретой мази, подходящей к погодным условиям, затем разровнять его утюгом. Потом наносится мазь держания, которая также подобрана согласно погодным условиям. Она наносится в четыре - шесть слоев в зоне держания. Каждый слой растирается пробкой.

1. Придайте шероховатость мелкой наждачной бумагой поверхности под колодкой и после этого удалите пыль с поверхности. 2. Нанесите . 3. Равномерно вотрите базовую мазь в поверхность с помощью .
4. Нанесите требуемую на колодку лыжи. 5. Разотрите мазь . Рекомендуется наносить минимум 3-4 слоя мази и каждый слой растирать отдельно.

Жидкие мази - клистеры.

Нужно зачистить колодку, как в предыдущем разделе. Затем нанести слой базового клистера, а сверху слой клистера для данной погоды. Лучше всего эту процедуру проводить в помещении. Затем феном нужно прогреть слои клистера. Перед использованием лыж, следует остудить их на свежем воздухе.

1. Придайте поверхности под колодкой особую шероховатость мелкой наждачной бумагой и удалите пыль с поверхности. 2. Нанесите . 3. Разотрите клистер и дайте ему остыть на холоде. Очистите утюжок от остатков базового клистера.
4. Нанесите в зоне колодки. 5. Разотрите клистер или пальцами.

Очистка скользящей поверхности.

Колодку легче всего очистить от остатков мази акриловым скребком. Также для этой процедуры можно использовать . Нанесите его на поверхность лыжи, подождите полминуты и вытрите бумагой.

Скользящую поверхность лыжи следует очищать несколько раз за сезон. Аккуратно нанесите грунтовый парафин, затем расплавьте его. Грязь должна подняться на поверхность, и её легко будет удалить вместе с парафином скребком. Затем нанесите подходящий погодный парафин. Лучше не пользоваться растворителем для очистки лыж, так как после него нужно снова наносить грунтовый парафин. Но применение растворителя будет необходимым в случае попадания клистера на скользящую поверхность лыжи .

Для нанесения парафина лучше всего использовать специальный . Потому как обычный бытовой утюг не дает точной температуры. Если остановить утюг в одной точке, или слишком часто провести им в одном и том же месте, то можно испортить лыжи.
- Перед тем, как нанести мазь скольжения, проведите от носка до пятки лыжи.
- После очистки поверхности , обрабатывайте её как можно тщательнее.
- можно пользоваться только в зонах держания, ни в коем случае не наносите его в местах, где наносится парафин скольжения.
- Когда используете , лучше сократить зону держания на 3-4 сантиметра и ограничить ее лентой или зафиксированным бумажным листом. Не пользуйтесь скотчем - он оставит клейкие следы.
- Опыт очень важен в подготовке лыж. Используйте различные комбинации мазей при тренировках, и вы найдете оптимальный вариант для соревнований.
- Парафин защищает скользящую поверхность. При длительном хранении всегда наносите , а лучше .

Обработка скользящей поверхности щетками.

Современная машинная обработка скользящей поверхности лыж придает ей определенную структуру. Эта структура позволяет хорошо отводить воду и воздух при трении о снег, что обеспечивает хорошее скольжение. Поэтому очень важно хорошо вычищать борозды структуры от остатков мази, дабы обеспечить максимальное качество скольжения.

Структура лыжи с первичной обработкой парафином. Все поры и бороздки заполнены горячим парафином. Структура лыжи обработанная с помощью скребка. В углублениях еще достаточно много парафина, который будет мешать отводу влаги. Лыжная структура после обработки щетками. С помощью нескольких видов щеток можно вычистить и отполировать поверхность до идеально чистого состояния.

После того, как на скользящую поверхность наносят парафин и убирают его скребком борозды структуры остаются заполненными парафином. Для того, чтобы полностью их очистить необходимо использовать щетки. Они бывают ручными и . Использование жестких металлических или нейлоновых щеток позволяет полностью удалить остатки парафина.

При использовании щетки (любого вида) не стоит слишком плотно прижимать её к скользящей поверхности лыжи. Наиболее эффективно удаляют парафин щетки, ворсинки которых находятся под прямым углом. Если слишком прижать щетку, то её ворсинки начнут сгибаться и скользить по поверхности вместо того, чтобы очищать её.

Для очистки лыж от старой смазки и подготовке её к нанесению новой лучше всего подходят металлические щетки. Жесткие металлические ворсинки отлично удаляют остатки новых мазей, грязь и продукты окисления пластика, тем самым открывая поры на скользящей поверхности, что способствует лучшему впитыванию новых мазей.

Металлические щетки также нужны для того, чтобы улучшать свойства скользящей поверхности лыж. Лыжи, прошедшие обработку на шлифовальном станке следует обработать щеткой (желательно со стальным ворсом). После такой обработки структура скользящей поверхности станет лучше, так как щеткой удалятся заусенцы и прочие загрязнения и неровности.

Подготовка лыж к соревнованиям.

В первую очередь следует загрунтовать поверхность лыж.
- Затем нанесите графитовый парафин горячим способом. Такой ход предотвращает смешивание нескольких слоев парафина и повышает время использования смазок.
- Далее остудите лыжу до комнатной температуры, а затем обработайте скребком.
- Обработайте поверхность роторной щеткой из конского волоса, а затем ручной, с металлическим тонким ворсом.
- После этого приступайте к нанесению парафина, подходящего к погодным условиям, горячим способом.
- Затем наносится углеводородный или низкофтористый парафин, он лучше всего связывается с предыдущим слоем парафина и пористой поверхностью лыжи.
- Дайте остыть этому слою, обработайте скребком и теми же щетками.
- После этого нанесите высокофтористый парафин горячим способом.
- Дайте ему остыть и повторите процедуру со скребком и щетками.
- Процесс подготовки завершается нанесением фторуглеродной смазки, которая соответствует погодным условиям.
- После этого следует обработать скользящую поверхность полировочными щетками.

Если вы используете фторуглеродную смазку, то лучше всего иметь второй набор щеток. Щетки, которыми вы работаете с парафином, не должны использоваться при обработке фторуглеродной смазки.

Грунтовка лыж для соревнований.

На свежем воздухе пластик скользящей поверхности лыж начинает окисляться и теряет способность впитывать мази. Это можно заметить по образовавшемуся серому налету. Чтобы избежать этого процесса, после очистки лыж, следует нанести слой грунтового парафина.
Очистите поверхность лыжи от старой мази щеткой. Желательно роторной, но можно и любой другой, но обязательно с металлическим ворсом. Не бойтесь потратить свое время на предварительную обработку поверхности лыжи тонкой роторной латунной или стальной щеткой. После такой обработки поверхность лыжи будет лучше впитывать смазку, а смазка продержится дольше. Для лучшего результата обработайте скользящую поверхность фибертексом. Он сгладит мелкие дефекты и заусенцы, и поверхность лыж станет более ровной.

Далее нужно нанести на поверхность лыж слой мягкого парафина. Лучше всего использовать грунтовый или транспортировочный парафин, но можно воспользоваться мягким парафином для теплой погоды. Затем нужно расплавить парафин утюгом при температуре, указанной в инструкции. Дайте лыже остыть и обработайте скребком и щетками. Сначала роторной щеткой из конского волоса, потом роторной щеткой с тонким металлическим ворсом. Вместо последней можно использовать ручную щетку с тонким ворсом. Обработку обязательно следует завершить применением серой или белой нейлоновой щетки.

Та процедура, которая описана выше, называется чисткой лыж горячим способом. Мягкий парафин удаляется из пор скользящей поверхности вместе со старой смазкой и грязью.

После чистки можно приступать к грунтовке скользящей поверхности. На поверхность лыжи наноситься парафин средней твердости. Затем дается время на его остывание. Остатки парафина снимаются скребком, и проводиться обработка щетками, как это описано ранее. Данную процедуру можно повторить несколько раз. Чем больше раз вы нанесете парафин, обработаете его щеткой, тем лучше будут скользить ваши лыжи. С каждым повторением процедуры, парафин будет дальше заходить в структуру скользящей поверхности лыжи, защищать ее от окисления. Процесс обработки щетками похож на процесс катания, поэтому при обработке щетками лыжи становятся более гладкими, что улучшает их скольжение.

Температура, которую выдерживает скользящая поверхность лыж.

Нельзя обрабатывать скользящую поверхность температурой свыше 150 градусов. При превышении температуры характеристики пластика меняются, он перестает впитывать новую мазь. В таких случаях лыжу нужно отциклевать, дабы открыть поры в верхних слоях пластика.

Нельзя настраивать утюг на слишком высокую температуру. Не допускайте появление дыма при плавке парафина. Разогревайте мазь утюгом от середины к носку и пятке лыжи. Риск припалить пластик выше там, где толщина пластика меньше всего. В инструкции к каждому продукту должна быть указана нужная температура.

Как разогревается поверхность лыжи при использовании роторной пробки и щеток.

Запомните, что утюг должен находиться в постоянном движении. То же самое касается и роторной пробки. Сначала обработайте поверхность на низких оборотах. Затем на высоких оборотах повторите процедуру. Поверхность лыжи после обработки должна быть теплой, но никак не горячей.

Когда нужно циклевать лыжи.

Существует много случаев, когда скользящая поверхность лыж окисляется. Поэтому мазь должным образом не впитывается в скользящую поверхность. Но лыжи всегда можно отциклевать, сняв слой пластика и нанеся новую структуру. Множество лыж деформируются через некоторое время после шлифовки. Поверхность становится весьма неровной, что приводит к значительному ухудшению скольжения. В таких случаях лучше заново отшлифовать лыжу и снять старую структуру.

Обращение с лыжами, подготовленными к соревнованиям.

Если вы закончили подготовку лыж только накануне вечером, то перед самими соревнованиями лучше еще раз обработать их щетками. Необработанные щетками лыжи не дадут оптимального скольжения.

1. ИНСТРУМЕНТЫ

1.1. Стол для смазки и обработки

Прежде всего для смазки и обработки лыж нам понадобится стол удобной высоты, оснащенный необходимыми для работы приспособлениями (электророзетки, дополнительное освещение и т.д.}. Столы бывают как самодельные, так и производства каких-либо фирм (например "SWIX"), стационарные или переносные, с большим разнообразием конструкций и их модификаций.

1.2. Станок-профиль для подготовки лыж

Станок - приспособление, на которой можно укрепить лыжу таким образом, чтобы она имела опору по всей длине. Станки могут быть, так же, как и столы, самодельными или "фирменными" ("FISCHER", "ATOMIC" и т.д.). По конструкции они могут быть самыми различными (цельные, разборные, с изменяющейся длиной и т.д.). Обычно они крепятся к столу струбцинами или же имеют самостоятельные "ножки". Последний вариант предназначен для работы в "полевых" условиях.

СОВЕТ: если есть возможность купить "фирменный" стол и станок - хорошо. Если такой возможности нет, не расстраивайтесь. На собственном опыте убедился - наши умельцы делают эти приспособления подчас не хуже, а иногда даже лучше известных зарубежных фирм. Основное требование ко всем конструкциям - удобство подхода к столу (станку) и жесткость фиксации лыжи.

Бывают двух типов: обычные (для ручной обработки) и вращающиеся (для механической обработки с помощью электродрели).

Для ручной обработки используются щетки нескольких разновидностей:

  • металлические (латунные, бронзовые, стальные);
  • нейлоновые (жесткие, средние, мягкие);
  • натуральные (обычно из конского волоса);
  • комбинированные (латунно-нейлоновые, бронзово-нейлоновые, латунно-натуральные, натурально-нейлоновые);
  • полировальные (в виде натуральной пробки или блока с фланелью).
Для механической обработки (в этом случае в качестве привода используются электрические или аккумуляторные дрели) применяются вращающиеся щетки. Они размещаются на специальной оси, одна сторона которой служит ручкой для держания, а другая крепится в патроне дрели (наподобие сверла).

Вращающиеся щетки по используемым материалам "щетины" аналогичны вышеперечисленным щеткам для ручной обработки. В принципе я мог бы без труда назвать как минимум несколько десятков разновидностей щеток, но вряд ли в этом есть смысл. Важнее, наверное, разобраться, на какие принципиальные классы они подразделяются, и для каких целей используется каждый конкретный вид щеток.

  • МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЩЕТКИ (кроме стальной) в основном используются для очистки скользящей поверхности и микроструктуры от старого парафина и грязи.
  • СТАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ обычно применяется не столько для удаления парафина, сколько для нанесения на скользящую поверхность мелкой микроструктуры (в зависимости от погодных условий).
  • НЕЙЛОНОВЫЕ ЩЕТКИ бывают жесткие, средние и мягкие. Жесткие используются для удаления более твердого (морозного) парафина, средние - для удаления мягкого (предназначенного для переходной и теплой погоды). Мягкие щетки применяются при окончательной полировке скользящих поверхностей.
  • НАТУРАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ применяются для удаления мягкого парафина и для обработки поверхностей после нанесения на них порошков и ускорителей.
  • ПОЛИРОВАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ используются при сухом (без применения утюга) способе нанесения спрессованных и обычных (сыпучих) порошков.
СОВЕТ: будет лучше, если для каждого типа порошка вы станете использовать одну определенную щетку. Иными словами, не стоит плюсовой и морозный порошок обрабатывать одной и гот же щеткой.

1.4. Волокнистая пористая ткань (фибертекс)

Фибертекс - нетканое нейлоновое волокно с микрочастицами абразива или без него.

  • ЖЕСТКИЙ ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ используется для снятия ворса после циклевки скользящей поверхности.
  • МЯГКИЙ ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ - для удаления верхнего очень тонкого слоя поверхности (фактически - своеобразного сглаживания) без изменения структуры лыжи.
  • ФИБЕРТЕКС БЕЗ АБРАЗИВА служит для полировки скользящих поверхностей.
1.5. Цикли, скребки Металлические цикли выпускаются различными фирмами ("TOKO", "SWIX" и т.д.) или делаются на заказ из специальных сортов стали. Я, например, уже много лет использую самодельные цикли производства одного уральского умельца - я их не променяю ни на какие фирменные. Специально не называю имени этого человека, а то, боюсь, его потом замучают заказами. Каждый год по весне я ему сдаю изрядно под ту пившиеся цикли, а он выдает мне новые. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его от имени всей нашей команды.
Мягкий металл позволяет производить заточку циклей в обычных, "полевых" условиях с использованием специальных заточек. Жесткий металл предполагает заточку циклей только в заводских условиях.

СОВЕТ: для первичной обработки применяйте цикли из более твердого металла, позволяющего за один проход снять достаточно большой слой пластика, а для доводки - из более мягкого.
Основное назначение термоприборов - разогревание парафинов и мазей. Обычно применяются электрические утюги, нагреваемые утюжки, газовые горелки, фены. Предпочтение отдается приборам, в которых не используется открытый огонь, и которые могут долго сохранять постоянную, регулируемую температуру.

Из всех существующих термоприборов наиболее применяемы:

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УТЮГИ - для расплавливания парафинов и порошков.
  • ФЕНЫ - для расплавливания держащей мази, наносимой под колодку лыжи. Если для этой цели вы будете использовать утюг, то добьетесь лишь того, что мазь у вас "разбежится" в желобок и на боковины лыжи. Фены в отличие от утюгов значительно больше подходят для расплавливания мази, поскольку позволяют разогреть ее равномерно.
  • ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ - обычно применяются в "полевых" условиях, там, где нет доступа к электросети.
СОВЕТ: помните, что электрические нагревательные приборы всегда предпочтительнее газовых горелок, поскольку они не имеют открытого пламени. Используйте горелки только в том случае, если не можете применить утюг или фен.

1.7. Приспособления для нанесения структур, нарезок

Назначение нарезок или "штайншлифта" - уменьшение явления "подсоса", возникающего между скользящей поверхностью лыжи и лыжней. Влияние этого явления на конечный результат возрастает как с увеличением влажности воздуха, так и с увеличением скорости передвижения. Строение и влажность снега являются решающими при выборе нарезок. Так, например, свежевыпавший, мелкозернистый снег предполагает более мелкую (по глубине) структуру, а старый, зернистый снег - более мощную, глубокую. Стиль передвижения тоже влияет на выбор нарезок. Для конькового стиля характерны более редкие и глубокие бороздки. Вообще структура на каждую определенную погоду определяется методом тестирования непосредственно по состоянию погоды и снега в данном конкретном месте именно в день соревнований. Но некоторые общие рекомендации мы можем все же дать, исходя из практического опыта:

  • 0,33 мм - 0,5 мм - морозная погода, свежевыпавший снег;
  • 0,7 мм - 1,0 мм - мокрый крупнозернистый снег, жесткая глянцующаяся лыжня;
  • 2,0 мм - новый мокрый снег, глянцующаяся лыжня;
  • 3,0 мм - 4,0 мм - слабый мороз, влажные морозные погодные условия (влияние этой нарезки может быть улучшено, если ее применять совместно с нарезкой с шагом 0,33 мм - 0,5 мм).
В целом просматривается следующая тенденция: более теплая погода требует нарезки с более редким шагом.
  • РУЧНЫЕ НАРЕЗКИ И НАКАТКИ. Структура, нарезка наносятся на лыжу специальными накатками вручную. Накатки могут быть с вращающимися или закрепленными стационарными резцами (ножами). Кроме того, они могут быть с заменяемыми или стандартными (в виде металлических пластинок) резцами (ножами). Кроме того, они подразделяются на нарезающие структуру и выдавливающие. Ясно, что выдавливающие являются более щадящими по отношению к пластику по сравнению с нарезающими.
  • ШТАЙНШЛИФТ - технология, при которой в заводских условиях лыжа обрабатывается на специальных машинах с применением наждачных камней. Подобная шлифовка скользящих поверхностей и нанесение на нее определенной структуры (штайншлифта) позволяет значительно улучшить скользящие свойства лыж на те погодные условия, на которые они предназначены. Здесь необходимо отметить, что различного рода штайншлифт может слегка сдвинуть пригодность лыж под те или иные погодные условия в желаемом направлении. То есть лыжи, предназначенные на тепло, с помощью определенного рисунка можно приспособить к чуть более прохладной погоде или, напротив, к откровенной "воде". Однако при этом всегда помните: из хороших лыж, пригодных для мокрого снега и теплой погоды, никаким штайншлифтом не сделать хороших лыж для мороза - речь идет лишь о незначительном изменении в использовании конкретной пары лыж в сторону тепла или холода. Такого же рода "подвижки" диапазона применения конкретной пары лыж в ту или иную сторону (на тепло или холод) можно добиться, если вручную снять часть пластика металлической циклей и нанести необходимую структуру (об этом чуть ниже).
Недостаток шлифовки камнем заключается в том, что при этой процедуре со скользящей поверхности лыжи снимается довольно много пластика - 0,1 - 0,3 мм. Понятно, что злоупотреблять этой процедурой не следует, иначе за полсезона вы можете снять с лыжи весь скользящий пластик. В результате циклевки (заводской или ручной) прогрунтованность скользящей поверхности лыжи становится недостаточной. После шлифовки камнем или циклевки необходимо произвести многократную грунтовку лыж с соответствующей их обработкой.

1.8. Шлифовальная бумага

Водостойкая шлифовальная бумага с различной зернистостью: 240, 220,180,150,120,100, 80, 60 применяется для шлифовки, удаления ворса и поднятия ворса для улучшения сцепления держащей мази со скользящей поверхностью лыжи при наиболее сложных погодных условиях.

Кроме основных перечисленных рабочих инструментов, при подготовке лыж используется огромное количество иных разнообразных приспособлений:

  • заточки для металлических и пластмассовых циклей и скребков;
  • заточки для кантов лыж;
  • пластик для ремонта скользящей поверхности лыж;
  • тиски, струбцины;
  • натуральные и синтетические пробки для разравнивания держащих мазей.
2. КАК ПОДГОТОВИТЬ ЛЫЖИ?

Прежде чем приступить к работе с лыжами, необходимо ознакомиться с определенными правилами техники безопасности. Они просты:
  1. Проветривать помещение перед и во время работы.
  2. Применять респиратор с фильтром для задержания пыли и вредных газов.
  3. При подготовке лыж не применять открытого огня.
  4. Не курить.
  5. Не очищать руки смывкой.
У нас в команде был случай: когда только появились порошки, мы готовили лыжи в помещении, где некоторое время стояла зажженная паяльная лампа. После этого все четыре человека, находившиеся в комнате, несколько дней тяжело болели: налицо были все симптомы сильнейшего отравления - рвота, тошнота, ужасающая слабость. Такое состояние продлилось несколько дней. Так что мой вам совет: никакого открытого огня (горящих сигарет в том числе) в помещении, где вы готовите лыжи, быть не должно. Заметил: лыжники из стран Скандинавии, куда бы ни приехали на соревнования, первым делом устанавливают в помещении, где предстоит готовить лыжи, мощную вытяжку. Постарайтесь взять эту практику на вооружение.

Подготовка коньковых и классических лыж отличается только тем, что лыжи, предназначенные для классического стиля, имеют специальную зону под грузовой площадкой (колодку), на которую наносится мазь. Подготовка лыж для скольжения - что для коньковых лыж, что для классических - одинакова. Лыжи при этом подвергаются следующим стадиям обработки:
  1. Циклевка лыж.
  2. Подготовка лыж для грунтовки.
  3. Грунтовка лыж (до нанесения основного парафина, соответствующего погоде).
  4. Грунтовка лыж под основной парафин, соответствующий погоде.
  5. Нанесение основного парафина, соответствующего погоде.
  6. Нанесение порошка, ускорителя.
Первая операция применяется лишь несколько раз в году. Вторая и третья характерны для подготовки новых лыж, а также для лыж, вновь прошедших заводскую (штайншлифт) или ручную (металлической циклей) обработку. Четвертая, пятая и шестая операции проделываются всякий раз, когда вы беретесь за подготовку лыж.

2.1. Циклевка лыж

В процессе тренировок и соревнований скользящий пластик ваших лыж испытывает механические и температурные воздействия и, естественно, стареет.

Существует два способа обновления (циклевки) скользящей поверхности лыж:

  • заводской (штайншлифт);
  • ручной.
СОВЕТ: в сезоне лыжи минимум два раза должны проходить заводскую или ручную обработку: в начале зимы и примерно за две недели до главного старта (речь идет о циклевке лыж жесткой циклей или штайншлифтом). Почему за две недели до главного старта, а не за два-три дня? Потому что опыт показывает - лыжи проявляют лучшие качества скольжения после неоднократной пропитки парафином и соответствующей их обкатки (а для этого требуется время).

2.1.1. Какой должна быть цикля?

Основной критерий - цикля должна быть удобной лично для вас, должна удобно ложиться именно в ваши руки. Кто-то делает массивные цикли, такие, что их удобно держать двумя руками, кто-то - совсем небольшие. Цикля двигается по ходу движения лыжи от носка к пятке и должна идти мягко, не встречая никаких препятствий. После первых одного-двух проходов вы сразу же увидите, где на ваших лыжах царапины, ямки, бугры и т.д., поскольку с ровной поверхности старый (белесый) пластик снимется, обнажив свежий черный пластик. Неровная же поверхность покажет и бугры (на них старый пластик сциклится), и впадины (там он останется белесым).

Двигаться вдоль лыжи можно по-разному: вы можете идти вдоль лыжи и двигать циклю перед собой, можете - пятиться вдоль лыжи, и тогда цикля будет двигаться как бы вслед за вами. Главное, чтобы цикля двигалась вдоль лыжи ровно, не прыгала и не соскакивала в сторону.

Как заделать на лыже крупные царапины и иные серьезные повреждения? Для этого существует специальный ремонтный пластик, который, так же, как и лыжи, подразделяется по своему назначению на плюсовой и морозный. Может быть различной структуры и расцветок. Как им пользоваться? Поврежденное место очищаем от грязи, слегка циклюем металлической циклей и обезжириваем. Затем при помощи паяльной лампы или газовой горелки пластик наплавляем на поврежденное место. Наплавление следует делать только небольшими слоями, помня, что последующий слой можно наносить только после застывания предыдущего. После застывания излишки пластика удаляются со скользящей поверхности с помощью металлической цикли. Затем скользящая поверхность шлифуется и грунтуется парафином.

2.1.2. Какой слой пластика снимать при циклевке?

При ручной обработке лыж необходимо циклить скользящую поверхность металлической циклей до тех пор, пока по возможности не будут убраны все ее дефекты (неровности, раковины, следы от царапин и т.п.). Циклевка поверхности должна производиться острой незакругленной металлической циклей многократными легкими движениями с небольшим нажимом. Тупая металлическая цикля или слишком большой нажим приводят к "пережогу" пластика скользящей поверхности (это можно определить по характерному для этого рисунку).

Вообще, строго говоря, никакого в буквальном смысле пережога в этом случае не происходит. А происходит вот что. Сегодня большинство ведущих фирм мира - "FISCHER", "ATOMIC", "ROSSIGNOL" и другие - использует для скользящей поверхности лыж графитсодержащий тефлон. Что собой представляет, если взглянуть на него при сильном увеличении? Грубо говоря - это многочисленные частицы графита, которые вкраплены в пластик. Вот эти-то частицы и обеспечивают современным лыжам хорошее скольжение. Однако эти частицы графита значительно тверже самого пластика. Если вы используете острую циклю и циклите лыжу, применяя небольшой на нее нажим, вы как бы срезаете эти микрочастицы со скользящей поверхности лыжи ровным слоем. Если же вы используете тупую циклю или слишком сильно нажимаете на лыжу при циклевке, вы просто-напросто выковыриваете эти частицы из пластика, и на лыже возникает тот самый рисунок, который в обиходе мы называем "пережогом".

СОВЕТ: позаботьтесь о том, чтобы ваши цикли всегда были острыми.

Второй очень важный момент при циклевке - угол наклона цикли по отношению к лыже. Ни в коем случае цикля при циклевке не должна располагаться по отношению к лыже под прямым углом. Отклонение от прямого угла должно составлять 20 - 40 градусов, причем, чем более неровная поверхность лыжи, тем большим должен быть этот угол. В противном случае, если вы будете циклить лыжу, располагая циклю под прямым углом, вы лишь усугубите все неровности, нагнав "волну". При этом помните, что при каждом новом проходе вперед должен идти то левый, то правый край цикли (иначе, если вы не станете этого делать, вы можете нагнать косую волну). И только самый последний проход делаем под прямым углом.

СОВЕТ: если вы впервые беретесь за циклевку лыж, то почти наверняка "наломаете дров". Поэтому ни в коем случае не начинайте с циклевки своих беговых лыж - лучше начать со стареньких тренировочных. Но и в этом случае вам предстоит долгий путь ошибок и открытий Америк. Самый лучший вариант - найти человека, который занимается этим давно и более или менее профессионально. Достаточно один раз понаблюдать за его работой, и многих ошибок первого этапа вам удастся избежать.

Опыт показывает, что и после штайншлифта некоторые пары лыж имеют не очень ровную, словно бы бугристую поверхность. Здесь вас может подстерегать следующая опасность: пытаясь приплавить порошок к таким лыжам, вы вдруг обращаете внимание, что в каких-то местах порошок хорошо схватывается с лыжей, а в каких-то - не очень. Пытаясь все-таки приплавить порошок в тех местах, где не удалось это сделать с первого раза, вы добиваетесь лишь того эффекта, что утюг на буграх прилипает к лыже, и пластик в этих местах пережигается. По моим наблюдениям, пережженный пластик сциклить потом бывает значительно труднее, чем обычный.

Если на ваших лыжах появились подожженные бугры и циклей снять их трудно, дело поправить можно следующим образом: возьмите достаточно длинный брусок (приблизительно 15-20 сантиметров), оберните его наждачной бумагой и хорошенько потрудитесь над скользящей поверхностью (это касается, кстати, не только пережженных лыж, но и вообще любых лыж, имеющих настолько большие неровности, что циклей их уже не исправить). И уж после обработки бруском с наждачной бумагой, добившись появления ровной поверхности, лыжи следует аккуратно проциклить.

НАБЛЮДЕНИЕ: хорошая работа бруском с наждачной бумагой и последующая аккуратная циклевка способны вернуть жизнь иногда даже совершенно "убитым" лыжам.

После каждой циклевки желательно обработать канты. Одним-двумя движениями под углом 45% снимаем фаску мелкой наждачной бумагой, убирая излишнюю остроту канта, заусенцы и пр. Не переусердствуйте - речь идет именно о двух-трех движениях. Но фаску нужно убирать обязательно и всегда. Даже если глазом вы не видите заусенцев, поверьте, они есть, и их лучше убрать, поскольку они (особенно при коньковом ходе) будут тормозить движение.

2.2. Подготовка лыж для грунтовки

Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить - каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить - повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.

2.3. Грунтовка лыж

После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения - 3-10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.

Остудить лыжи. Через 20-30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.
Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.

2.4. Грунтовка лыж под соответствующую погоду

При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:

  1. Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин и нет возможности а качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
  2. При очень старом, жестком, "агрессивном" снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-"антистатик" (например, "START"-antistatic или "REX"-antistatic, art 433 и т.д.)
  3. При грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.

Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 120 градусов. Чтобы получить такую температуру на "подошве" утюга, терморегулятор нужно поставить в положение +150 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.

НАБЛЮДЕНИЕ: не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу "лить рекой". Заметил: многие любители лыжного спорта используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох и вполне имеет право на жизнь. Во всяком случае, экономии парафина вам удастся добиться значительной.

Остудить, затем излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.

СОВЕТ: графитсодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторографитовыми парафинам".

2.4.1. Тестирование парафинов

Для достижения наилучшего скольжения очень важно подобрать парафин, соответствующий конкретно сегодняшним погодным условиям. Делается это путем тестирования парафинов. Вначале определяем погодные условия, для чего оцениваем:

  • структуру снега;
  • влажность снега и загрязненность;
  • температуру снега;
  • влажность и температуру воздуха.
Например, твердые и острые снежинки нуждаются в твердом и устойчивом к стиранию парафине. Мокрый и грязный снег требует парафина, обладающего хорошими водоотталкивающими свойствами, лучше фторированного. При сухом снеге используется парафин с малым содержанием фтора или без него. Выбор парафина (тестирование) производится экспериментальным путем с использованием непосредственно лыж или специальных пирамид (кто-то называет их еще болванками, кто-то - мышками). Вначале испытываем сами объекты (пирамиды или лыжи). Для этого все они проходят одинаковую подготовку с использованием одного и того же парафина, Затем тестируются по отношению друг к другу либо по времени прохождения контрольного отрезка, либо по длине выката на тестируемом участке, т.е. определяются модельные характеристики каждого тестируемого средства. После этого на каждый объект наносится парафин из набора предполагаемых для использования. После нанесения парафина и соответствующей обработки вновь производится тестирование. Получив разницу во времени прохождения тестируемого участка или в длине выката и сравнив полученные данные с модельными характеристиками каждого тестируемого объекта, производим несложные математические подсчеты и определяем лучший парафин. Этот-то парафин и наносится на лучшие "боевые" лыжи каждого конкретного гонщика.

Можно использовать для тестирования и специальную машинку екатеринбургского производства, которая по скорости вращения на снегу специальных пластиковых дисков с нанесенными на них парафинами определяет скользящие характеристики каждого конкретного тестируемого парафина. Мы, правда, используем первый (с пирамидами) способ.

2.5. Нанесение основного парафина, соответствующего погоде

Под соответствующую погоду путем тестирования отбираем наиболее подходящий парафин. Для этой цели мы используем несколько четырехгранных пластиковых брусков, у которых каждая грань представляет собой словно бы маленькую лыжу (каждая грань имеет свой номер, так что после тестирования мы без труда получаем информацию о том, какой парафин или порошок скользит наилучшим образом именно сегодня). После тестирования на скользящую поверхность лыжи наплавляют с помощью утюга выбранный нами парафин. Дают остыть и циклят при помощи пластмассового цикля. Далее нейлоновой щеткой удаляют остатки парафина. Затем нужно произвести шлифовку до блеска при помощи либо шлифовальной ткани, либо при помощи более мягкой щетки.

При нанесении парафина необходимо знать следующее: если используется парафин на морозную погоду (более тугоплавкий парафин), то необходимо большую его часть снять пластмассовой циклей до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют жесткой пластмассовой циклей и затем жесткой нейлоновой щеткой. Мягкие парафины обрабатываются аналогичным образом. Единственное отличие заключается в том, что мягкому парафину следует дать полностью остыть, а затем удалить с помощью пластмассовой цикли и нейлоновой щетки средней степени жесткости. В остальном процедура нанесения и снятия парафина идентична той, которая применяется при грунтовке лыж.

2.6. Нанесение последнего слоя: обычного (сыпучего) порошка, или спрессованного (ускорителя)

Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные "пляшущие" искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок или ускоритель желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи.
Многие лыжники используют для расплавливания порошка обычные бытовые утюги (очень популярен, например, утюжок "Малыш"). Однако бытовые утюги имеют острую кромку и если такой утюг двигать вдоль лыжи, он начинает сгребать и сбрасывать порошок со скользящей поверхности (фирменные утюги имеют, как правило, подминающую кромку). Пытаясь избежать этого эффекта, лыжники делают очень серьезную ошибку - разовыми движениями прижимая утюг на несколько секунд к одному месту сверху, приплавляют порошок к лыже. При этом забывают, что бытовые утюги имеют разную температуру в середине и на краях подошвы. Итог, как правило, плачевен - появляются те самые подожженные бугры, о которых мы говорили выше. Их, правда, когда вы плавите порошок, не видно. Но как только вы начнете потом циклить лыжи, вы их сразу же обнаружите.

СОВЕТ: "разоритесь" и купите фирменный утюг. Второй вариант решения этой проблемы заключается в том, чтобы взять надфиль и сточить край подошвы вашего утюга таким образом, чтобы одна из граней стала подминающей. В этом случае вы сможете приплавлять порошок одним плавным проходом вдоль лыжи, не сбрасывая его со скользящей поверхности и не пережигая ее. Будет еще лучше, если с той стороны, где у вас после обработки надфилем на утюге появится подминающая кромка, вы нарежете несколько небольших (3-4 мм по длине) сходящих на нет бороздок. Тогда при "наезжании" утюга на порошок ему будет куда деться: он уйдет в эти бороздки и уж точно затем вплавится в пластик, а не окажется сброшенным с лыжи.

После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишков порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и шлифуют полировальной бумагой.

Все! Ваши лыжи готовы к гонке.

СОВЕТ: при очистке скользящей поверхности от остатков порошка не следует сильно нажимать на лыжу: совершайте мягкие движений с незначительным давлением на щетку.

Ускорители - это те же порошки, только в спрессованном виде, Они удобнее в пользовании - ими можно натереть лыжи и на скорую руку, когда нет под рукой стола и станка. При этом совсем не обязательно держать лыжи строго горизонтально, не надо бояться ветра (который порошок может запросто сдуть у вас с лыж, если вы работаете на открытой местности и т.д.), не надо опасаться того, что кто-то случайно заденет лыжу, и порошок с лыжи стряхнется.

Спрессованный (твердый) порошок наносится последним, очень тонким слоем на скользящую поверхность. Способ обработки может быть как горячим, так и холодным. Горячий способ предполагает использование утюга, но между подошвой утюга и поверхностью лыжи желательно иметь прослойку из нетканого материала, т.е. производить прогрев через этот нетканый материал (например, используя полировальную бумагу). Зачем при прогреве ускорителя используется нетканый материал? Мы с вами уже знаем, что все ускорители (как твердые, так и сыпучие) содержат фтористые соединения, и прослойка между утюгом и самим ускорителем предупреждает улетучивание фтора. Правда, сыпучий порошок невозможно расплавить через бумагу, поэтому можно порекомендовать следующий способ: быстрым проходом приплавляем порошок к лыже, а затем уже прогреваем его через нетканый материал.

В принципе желательно после каждого применения порошка слегка подциклить лыжи металлической циклей с последующей обязательной грунтовкой. Почему? Потому что применение порошка, а точнее - высокотемпературная обработка поверхности лыж при нанесении порошка вызывает появление жесткой пластиковой пленки (это различная степень пережога пластика), Однако помните, что очень частая циклевка лыж приведет к быстрому снятию всего скользящего пластика с изменением структуры и жесткости лыж. Одним словом, хороший уход за лыжами подразумевает достаточно частое применение металлической цикли. Однако такая практика, безусловно, сокращает срок жизни данной пары лыж - имейте это в виду.

Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5-10-15 км) дистанции.

Готовим колодку для классических лыж

После нанесения на концы лыж порошка следует обязательно удалить ту пыль от порошка, которая неизбежно попадает на колодку при подготовке концов лыж. Для этого металлической циклей очищаем колодку от остатков порошков и парафинов, иначе мазь с колодки будет сходить очень быстро. Потом поднимаем водостойкой шкуркой ворс под колодкой, если в этом есть необходимость (например, готовим лыжи на жесткий кристаллический снег, фирн, лед). Затем кладем грунтовочную мазь и только после этого - мазь на держание.
Помните, что при использовании жидких мазей колодка должна быть короче, поскольку коэффициент сцепления со снегом у жидких мазей намного выше по сравнению с твердыми, В среднем при применении жидкой мази колодка становится короче на 20 см. Многие лыжники при переходе на жидкие мази не только колодку делают короче, но часто вообще переходят на более жесткие лыжи. Кроме того, на длину колодки при переходе на жидкие мази большое влияние оказывает длина дистанции - чем она больше, тем больше спортсмен устает, тем более уверенное держание ему необходимо, а значит - и более длинная колодка. В этом случае колодка укорачивается по сравнению с твердыми мазями не на 20 см, а на 15 или всего 10 см.

3. КАК ОЧИСТИТЬ КЛАССИЧЕСКИЕ МАЗИ ОТ МАЗИ"?

  1. Закрываем зону лыж, покрытую мазью, туалетной бумагой или салфетками.
  2. Прогреваем утюгом до впитывания мази в бумагу.
  3. Используя пластмассовый цикл, удаляем эту пропитанную бумагу. В случае необходимости эту процедуру повторить.
  4. Остатки грязи удаляем смывкой.
  5. Далее действуем так, как описано выше, то есть используем парафины.
3.2. Смывки

При очистке коньковых лыж смывки применяются, если поверхность лыж сильно загрязнена. С обязательной последующей тщательной чисткой парафином. Кроме того, в профилактических целях необходимо применять смывку после 5-6-кратного использования лыж даже на очень чистом лыжном покрове. При этом желательно пользоваться только фирменными смывками. Применение других средств (бензин, скипидар) неблагоприятно действует на микроструктуру скользящей поверхности, вызывая появление белесых пятен.

СОВЕТ: если вам приходится готовить лыжи у себя в квартире, используйте фирменные смывки, на-, пример, с апельсиновым или лимонным запахом. Это убережет вас от неизбежных в таких случаях конфликтов с женой или тещей.

  • КОМПЛЕКС "Эконом" (предшлиф, заточка и парафин) 850

    Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, комплексная машинная обработка парафином.

  • КОМПЛЕКС "Эконом+" (предшлиф, заплавка царапин, заточка и парафин) 1650

    Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, комплексная машинная обработка парафином.

  • КОМПЛЕКС "Стандарт" (предшлиф, заплавка царапин, экстрашлиф, заточка и парафин) 2400

    Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, комплексная машинная обработка парафином.

  • КОМПЛЕКС "Nordic" (экстрашлиф, заливка царапин, экстрашлиф и парафин) 1800

    Ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, комплексная машинная обработка парафином.

  • КОМПЛЕКС "Комфорт" (предшлиф, заливка царапин, экстрашлиф, заточка, тюнинг канта и парафин) 2750

    Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, тюнинг канта по грани, комплексная машинная обработка парафином.

  • КОМПЛЕКС "All inclusive" (весь комплекс работ включен) 3990

    Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, ремонт (расслоения, деформация канта), тюнинг канта по грани, комплексная машинная обработка парафином.

  • КОМПЛЕКС "Обработка парафином Universal" (машина) 300

    Очистка базы смывкой, при необходимости обработка металлической (бронзовой) щеткой, нанесение универсального парафина на машине WaxJet, полировка. Обработка скользящей поверхности горных лыж парафином значительно улучшает их ходовые качества. При этом нанесение горячего расплавленного парафина – занятие, во-первых, опасное, во-вторых, требует специальных навыков, а в-третьих, имеет свои хитрости и тонкости. Наши специалисты нанесут универсальный всепогодный парафин на ваши лыжи на профессиональном станке, и вы сможете радоваться отличному скольжению в любую погоду.

  • КОМПЛЕКС "Обработка температурным парафином" (утюг, парафин в стоимость не входит) 250

    Очистка базы смывкой, при необходимости обработка металлической (бронзовой) щеткой, нанесение базового парафина с помощью утюга, циклевка и полировка щетками. МАЗЬ ДЕРЖАНИЯ: Очистка колодки смывкой, обработка шкуркой, нанесение мази держания утюгом "пирамидкой в 3 слоя".

  • КОМПЛЕКС "Обработка базовым парафином" (утюг, базовый парафин входит в стоимость) 390

    Очистка базы смывкой, при необходимости обработка металлической (бронзовой) щеткой, нанесение 1 слоя базового парафина утюгом. Для того чтобы ваши горные лыжи прослужили вам как можно дольше, перед длительным хранением их необходимо законсервировать. Консервация проходит в несколько этапов: очистка скользящей поверхности, нанесение парафина при помощи утюга, циклевка, а также обработка кантов составом против ржавчины. Парафин предотвратит высыхание и окисление скользящей поверхности, и ваши лыжи не потеряют в ходовых качествах.

  • КОМПЛЕКС "Обработка лыж мазью держания" (мазь входит в стоимость) 390
  • КОМПЛЕКС "Нанесение слоя парафина для консервации" (утюг, базовый парафин входит в стоимость) 350
  • КОМПЛЕКС "Нанесение слоя парафина для консервации" (машина) 200
  • АКЦИЯ "Обработка парафином Universal (маш��на) и консервация в конце сезона" (машина) 400
  • Отдельные услуги

    • Установка или замена клипс, гребенок и др. на г/л ботинки (1 деталь) винт. соед. 300

    • Установка или замена клипс, гребенок и др. на г/л ботинки (1 деталь) клеп.соед. 550

      Если вы потеряли или сломали клипсу или гребенку на ботинках, в наших сервис-центрах вам подберут необходимую замену.

    • Ручная заточка кантов по грани 850

      Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов горных лыж. Ручная заточка кантов требует высокопрофессиональных навыков, чтобы не нарушить угол наклона кантов. Наши специалисты безошибочно заточат канты на ваших горных лыжах при помощи специальных инструментов.

    • Ручная заточка кантов по базе 950

      Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов горных лыж. Ручная заточка кантов требует высокопрофессиональных навыков, чтобы не нарушить угол наклона кантов. Наши специалисты безошибочно заточат канты на ваших лыжах при помощи специальных инструментов.

    • Сложный ремонт расслоения 890

      Если вы неправильно хранили горные лыжи или не пользовались парафиновыми смазками, сердечник мог рассохнуться и начать слоиться. В таком случае продлить срок службы инвентаря можно, обратившись в профессиональный сервис – центр.

    • Сложный ремонт канта (деформация) 1590

      В большинстве случаев выбитый, разорванный, частично утраченный кант горных лыж подлежит ремонту. Специалисты наших сервисов проведут все необходимые работы по восстановлению геометрии канта и дальнейшей беспроблемной эксплуатации вашего оборудования.

    • Экстра-шлифовка на камне 800

      Нанесение структуры (штайншлифта) позволяет значительно улучшить скользящие свойства горных лыж. Машинная шлифовка - самый сложный, но в тоже время и самый лучший способ подготовки скользящей поверхности. Горные лыжи, подготовленные на профессиональном станке квалифицированным специалистом, обладают улучшенными ходовыми качествами.

    • Шлифовка и заточка канта по базе на ленте 600

      База шлифуется на профессиональном станке Wintersteiger. Идеально гладкая скользящая поверхность без царапин и ворса – это залог отличного поведения лыж. Станок ТRIM гарантирует прекрасное качество шлифовки кантов как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности горных лыж.

    • Укорачивание палок 300

      При катании на горных лыжах палки выполняют очень важные функции и должны соответствовать вашему росту. Если вы ошиблись в выборе палок в магазине и обнаружили, что кататься с ними неудобно, не торопитесь покупать новые. В наших сервис-центрах вы можете укоротить лыжные палки под свой рост.

    • Ремонт скользящей поверхности 800

      Если в процессе эксплуатации скользящая поверхность горных лыж получает повреждения, это серьезно ухудшает их рабочие характеристики. Профессиональный и своевременный ремонт поможет решить проблему и продлит срок службы вашего инвентаря.

    • Ремонт декора лыж и сноубордов 450

      В наших сервисах вы можете восстановить внешний вид своего инвентаря, удалив царапины и задиры с лицевой стороны своих лыж.

    • Заточка канта по грани на ленте 250

      Станок ТRIM гарантирует прекрасное качество шлифовки кантов как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности горных лыж.

    • Нанесение финишной структуры на камне 750

      Профессиональное оборудование наших сервисов позволяет наносить на скользящую поверхность горных лыж заданную структуру с точными параметрами. Нанесение структуры значительно улучшает ходовые качества горных лыж и делает их поверхность более восприимчивой к парафиновым мазям.

    • Тюнинг канта по базе 450

    • Тюнинг канта по грани 350

      В наших сервисах вы можете заточить канты на профессиональном оборудовании. Станок ТRIM гарантирует прекрасное качество шлифовки кантов как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности горных лыж. Заточка кантов производится в двух направлениях, обеспечивая возможность нанесения любого количества углов заточки, как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности одновременно.

    • Циклевка финишная и обработка щетками (расконсервация) 250

      Для очистки скользящей поверхности от грязи и старого парафина, а также для нанесения микроструктуры на горные лыжи и полировки скользящей поверхности используются роторные щетки. Наши специалисты качественно и профессионально подготовят ваши горные лыжи к новому сезону. Квалифицированные специалисты наших сервисных центров произведут ручную циклевку ваших горных лыж. После финишной циклевки скользящая поверхность горных лыж идеально гладкая и готова к эксплуатации.

    • Шлифовка/Циклевка грубая (ручная) 450

      Современные материалы, использующиеся для скользящих поверхностей горных лыж, обеспечивают отличное скольжение. Однако такой материал достаточно восприимчив к механическим повреждениям и требует регулярного ухода, который позволит продлить срок службы вашего зимнего инвентаря и улучшит его ходовые качества. Циклевка – это процесс снятия верхнего слоя скользящей поверхности с уже образовавшимся ворсом при помощи цикли. В наших сервисах квалифицированные специалисты произведут циклевку ваших горных лыж.

    • Нанесение структуры вручную накаткой Swix 300
  • Крепления

    • Установка креплений на беговые лыжи и лыжероллеры 350

      От правильной установки креплений во многом зависит дальнейшая работа лыж. Крепление должно быть установлено по центру тяжести для оптимального соотношения жесткости и эластичности лыжи, наилучшей балансировки и управляемости лыжи. Для установки крепления желательно пользоваться специальным инструментом, который обеспечивает удобство и надежность работы. Такую точную и важную работу лучше доверить специалистам наших сервис-центров. Многие ведущие производители лыж настоятельно рекомендуют устанавливать крепления только в специализированных мастерских.

    • Установка креплений на горные лыжи со сверлением по шаблону 1000

    • Установка креплений на горные лыжи и сноуборды без сверления 450

      Правильная работа креплений – это основа вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Наши мастера установят и отрегулируют крепления на ваших горных лыжах, чтобы катание было приятным и безопасным.

    • Демонтаж креплений 180

      Если вы решили поменять ботинки и крепления, то в наших сервис-центрах вам демонтируют старые крепления и предложат профилактическую обработку оставшихся отверстий специальными составами, препятствующими попаданию влаги в полость лыжи и гниению сердечника.

    • Индивидуальная настройка усилия срабатывания 120

      Неправильная настройка усилия срабатывания креплений может привести к самым неприятным последствиям. При слишком сильной настройке вы можете упасть, а ваши лыжи так и останутся на ногах, увеличивая риск серьезной травмы. Наоборот, при слабой настройке крепления будут расстегиваться в самый неподходящий момент. В наших сервисах вам подберут индивидуальную настройку усилия срабатывания крепления в зависимости от вашего веса и уровня подготовки.

    • Обработка старых отверстий при переустановке 240

      Оставшиеся от старых креплений отверстия необходимо обработать специальным составом, который обеспечит герметичность лыжи. Если через отверстие в полость лыжи будет попадать вода, то начнется гниение сердечника.

    • Восстановление вырванных участков лыжных и сноубордических креплений (1 элемент) 450

      Если в ходе активной эксплуатации вы повредили часть крепления, то специалисты наших сервисов восстановят конструкцию креплений, заменив или отремонтировав поврежденные элементы.

    • Установка креплений на горные лыжи со сверлением без шаблона 1590

      Правильная работа креплений – это основа вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Наши мастера установят и отрегулируют крепления на ваших горных лыжах, чтобы катание было приятным и безопасным.

  • Как подготовить лыжи?(Часть 2) Циклевка лыж

    А. Грушин

    1. Циклевка лыж

    В процессе тренировок и соревнований скользящий пластик ваших лыж испытывает механические и температурные воздействия и, естественно, стареет. Существует два способа обновления (циклевки) скользящей поверхности лыж:

    а) заводской (штайншлифт)

    СОВЕТ: в сезоне лыжи минимум два раза должны проходить заводскую или ручную обработку: в начале зимы и примерно за две недели до главного старта (речь идет о циклевке лыж жесткой циклей или штайншлифте). Почему за две недели до главного старта, а не за два-три дня? Потому что опыт показывает - лыжи проявляют лучшие качества скольжения после неоднократной пропитки парафином и соответствующей их обкатки (а для этого требуется время).

    Какой должна быть цикля?

    Основной критерий - цикля должна быть удобной лично для вас, должна удобно ложиться именно в ваши руки. Кто-то делает массивные цикли, такие, что их удобно держать двумя руками, кто-то - совсем небольшие. Цикля двигается по ходу движения лыжи от носка к пятке и должна идти мягко, не встречая никаких препятствий. После первых одного-двух проходов вы сразу же увидите, где на ваших лыжах царапины, ямки, бугры и т.д., поскольку с ровной поверхности старый (белесый) пластик снимется, обнажив свежий черный пластик. Неровная же поверхность покажет и бугры (на них старый пластик сциклится), и впадины (там он останется белесым).

    Двигаться вдоль лыжи можно по-разному: вы можете идти вдоль лыжи и двигать циклю перед собой, можете - пятиться вдоль лыжи, и тогда цикля будет двигаться как бы вслед за вами. Главное, чтобы цикля двигалась вдоль лыжи ровно, не прыгала и не соскакивала в сторону.

    Как заделать на лыже крупные царапины и иные серьезные повреждения? Для этого существует специальный ремонтный пластик, который так же, как и лыжи, подразделяется по своему назначению на плюсовой и морозный. Может быть различной структуры и расцветок. Как им пользоваться? Поврежденное место очищаем от грязи, слегка циклюем металлической циклей и обезжириваем. Затем при помощи паяльной лампы или газовой горелки пластик наплавляем на поврежденное место. Наплавление следует делать только небольшими слоями, помня, что последующий слой можно наносить только после застывания предыдущего. После застывания излишки пластика удаляются со скользящей поверхности с помощью металлической цикли. Затем скользящая поверхность шлифуется и грунтуется парафином.

    Какой слой пластина снимать при циклевке?

    При ручной обработке лыж необходимо циклить скользящую поверхность металлической циклей до тех пор, пока по возможности не будут убраны все ее дефекты (неровности, раковины, следы от царапин и т.п.). Циклевка поверхности должна производиться острой незакругленной металлической циклей многократными легкими движениями с небольшим нажимом. Тупая металлическая цикля или слишком большой нажим приводят к “пережогу” пластика скользящей поверхности (это можно определить по характерному для этого рисунку).

    Вообще, строго говоря, никакого в буквальном смысле пережога в этом случае не происходит. А происходит вот что. Сегодня большинство ведущих фирм мира - “FISCHER”, “ATOMIC”, “ROSSIGNOL” и другие использует для скользящей поверхности лыж графитсодержащий тефлон. Что собой представляет, если взглянуть на него при сильном увеличении? Грубо говоря - это многочисленные частицы графита, которые вкраплены в пластик. Вот эти-то частицы и обеспечивают современным лыжам хорошее скольжение. Однако эти частицы графита значительно тверже самого пластика. Если вы используете острую циклю и циклите лыжу, применяя небольшой на нее нажим, вы как бы срезаете эти микрочастицы со скользящей поверхности лыжи ровным слоем. Если же вы используете тупую циклю или слишком сильно нажимаете на лыжу при циклевке, вы просто-напросто выковыриваете эти частицы из пластика, и на лыже возникает тот самый рисунок, который в обиходе мы называем “пережогом”.

    СОВЕТ: позаботьтесь о том, чтобы ваши цикли всегда были острыми.

    Второй очень важный момент при циклевке - угол наклона цикли по отношению к лыже. Ни в коем случае цикля при циклевке не должна располагаться по отношению к лыже под прямым углом. Отклонение от прямого угла должно составлять 20 - 40 градусов, причем чем более неровная поверхность лыжи, тем большим должен быть этот угол. В противном случае, если вы будете циклить лыжу, располагая циклю под прямым углом, вы лишь усугубите все неровности, нагнав “волну”. При этом помните, что при каждом новом проходе вперед должен идти то левый, то правый край цикли (иначе, если вы не станете этого делать, вы можете нагнать косую волну). И только самый последний проход делаем под прямым углом.

    СОВЕТ: если вы впервые беретесь за циклевку лыж, то почти наверняка “наломаете дров”. Поэтому ни в коем случае не начинайте с циклевки своих беговых лыж - лучше начать со стареньких тренировочных. Но и в этом случае вам предстоит долгий путь ошибок и открытий Америк. Самый лучший вариант - найти человека, который занимается этим давно и более или менее профессионально. Достаточно один раз понаблюдать за его работой, и многих ошибок первого этапа вам удастся избежать.

    Опыт показывает, что и после штайншлифта некоторые пары лыж имеют не очень ровную, словно бы бугристую поверхность. Здесь вас может подстерегать следующая опасность: пытаясь приплавить порошок к таким лыжам, вы вдруг обращаете внимание, что в каких-то местах порошок хорошо схватывается с лыжей, а в каких-то - не очень. Пытаясь все-таки приплавить порошок в тех местах, где не удалось это сделать с первого раза, вы добиваетесь лишь того эффекта, что утюг на буграх прилипает к лыже, и пластик в этих местах пережигается. По моим наблюдениям, пережженный пластик сциклить потом бывает значительно труднее, чем обычный.

    Если на ваших лыжах появились подожженные бугры и циклей снять их трудно, дело поправить можно следующим образом: возьмите достаточно длинный брусок (приблизительно 15 - 20 сантиметров), оберните его наждачной бумагой и хорошенько потрудитесь над скользящей поверхностью (это касается, кстати, не только пережженных лыж, но и вообще любых лыж, имеющих настолько большие неровности, что циклей их уже не исправить). И уж после обработки бруском с наждачной бумагой, добившись появления ровной поверхности, лыжи следует аккуратно проциклить.

    НАБЛЮДЕНИЕ: хорошая работа бруском с наждачной бумагой и последующая аккуратная циклевка способны вернуть жизнь иногда даже совершенно “убитым” лыжам.

    После каждой циклевки желательно обработать канты. Одним-двумя движениями под углом 45% снимаем фаску мелкой наждачной бумагой, убирая излишнюю остроту канта, заусенцы и пр. Не переусердствуйте - речь идет именно о двух-трех движениях. Но фаску нужно убирать обязательно и всегда. Даже если глазом вы не видите заусенцев, поверьте, они есть, и их лучше убрать, поскольку они (особенно при коньковом ходе) будут тормозить движение.

    По прогнозу погоды наконец то пообещали снег скоро… Надо привести свои лыжи в порядок. Вытащил из кладовки, взял кое-какой инструментец, вышел в межквартирный коридор. Там сосед как раз..

    — Кататься? Так снегу нет. Я только что с улицы. (ржет).

    — Нет, просто лыжи поточу и отциклюю.

    — Чево-чево? Так у тебя же пластиковые, с ними же и делать ничего не надо, вечные.

    — Эх ты, чайник. Да с ними возни больше, чем с машиной. Если конечно хочешь от катания удовольствие получать, а не мучаться…

    Вот так. Многие действительно думают, что с пластиковыми лыжами ничего делать не надо. Надо! Еще как надо! Даже если вы катаетесь просто так, без всяких соревнований.

    Беговые лыжи.

    Катаясь по снежному насту, по лесным дорожкам и разбитым лыжням, вы наверняка «ловите» скользящей поверхностью лыж всякие мелкие камешки, веточки, льдинки. И со временем скользящая поверхность лыж становится матовой и сильно царапанной. (см. фото 1) Иногда с очень глубокими бороздами. Все это заметно снижает скольжение лыж. В бороздки набивается лед, на который налипает снег и лыжи откровенно «не едут». Поэтому перед началом сезона (и несколько раз в его течении) весьма полезно отциклевать скользящую поверхность.

    Перед циклеванием рекомендуется тщательно и обильно натереть скользящую поверхность обычной стеариновой или парафиновой свечкой. (фото 2) Стеарин забьется в различные большие и микро-щели и заполнит выбоины. У него хорошая адгезия к полиэтилену, которым покрыты пластиковые лыжи. В последствии, при катании на морозце, стеарин станет более твердым и не выпадет из этих микро-щелей.

    Кроме того, стеарин не смачивается водой, и к нему не пристает ни лед, ни снег.

    После того, как лыжи натерты свечкой, необходимо взять какой либо предмет с острым и абсолютно ровным краем, желательно заводского изготовления. Например, металлическую линейку. Хотя я сам использую сменные лезвия от канцелярских ножей. (фото 3) Они продаются в любом магазине инструмента и стоят очень недорого.

    При помощи такого лезвия (будьте осторожны, оно острое как бритва), совершая движения только от носка к центру, мы «бреем» лыжи. При этом снимается лишний стеарин (парафин), и поверхность лыж приобретает совершенно гладкий вид.

    Попробуйте это проделать со своими лыжами и вы будете просто ошеломлены, насколько лыжи стали лучше катиться.

    За лыжный сезон надо проделывать эту операцию 2-3 раза как минимум.

    Горные лыжи и сноуборды.

    С горными лыжами все несколько сложнее. Они и шире значительно, и по краям имеют металлические канты. Их назначение — удерживать лыжи от чрезмерного бокового скольжения, сохранять управляемость лыж.

    Вообще говоря, качественная, профессиональная заточка канта требует и специального оборудования и устройств. А в домашних условиях можно лишь поддерживать канты в более-менее рабочем состоянии. В специализированных магазинах продаются эти специальные напильники и правила. Некоторые используют т.н. «канторез» — специальное приспособление для заточки каната на горных лыжах или сноуборде.

    Возможно, вам пригодятся эти полезные советы и диалоги, нарытые мной на специализированных сайтах.

    — После нескольких месяцев юзания своего первого собственного стаффа озадачился этим вопросом.

    Если отбросить непонятные варианты с использованием напильников, остается волшебная штучка с названием \»канторез\»… Я прав? Я исхожу из того, что канты по-хорошему надо затачивать часто. Постоянно носить свой стафф куда-то для этих целей у меня нет времени. Есть интерес освоить вариант \»сделай сам\».

    — Как затупилось — надо точить. А в мастеру надо нести хотя бы потому, что бы посмотреть, как это делается. Я бы не рискнул на своей доске экспериментировать

    Вот «скользяк» парафинить самому — это хорошо! Это надо регулярно делать. (Скользяк — это скользящая поверхность).

    — Часто точить не получится. Каждый комплект современных лыж или сноуборда можно заточить 3, максимум 4 раза. После этого канты кончаются. Экономят металл нынче производители, канты тонкие. Не то, что раньше.

    — Канты точить надо по мере их затупления. Для меня это — пару раз в сезон, максимум 3. Если точить старым советским канторезом, который стружку снимает, то получится именно так, 3-4 раза. А сейчас канторезы комплектуются напильниками или брусочками и канты стачиваются не сильно. По идее, если есть зазубрины — надо аккуратно брусочком стачивать их каждый раз после катания. Только главное кант не завалить.

    — Надо еще учитывать, что на современном девайсе канты могут иметь различный угол заточки в зависимости от места (носок, талия, пятка). Поэтому драть их вручную не зная правильных углов — рискованная затея. Поведение девайса может измениться. Надо обязательно проконсультироваться со спецом и/или с соответствующей литературой. По-хорошему заточка с переменным углом делается в специализированных центрах на соответствующем оборудовании.

    Теперь несколько советов по заточке кантов.

    Для оптимальной отдачи необходимо затачивать канты после каждого катания. День катания способен затупить сталь самых заточенных кантов. Если вы сами хотите заняться этим, я вам советую обзавестись специальной подставкой, которая будет поддерживать вашу доску и чудо-инструментом – набором напильников. В противном случае вы всегда можете доверить ваш сноуборд спортивному магазину.

    Итак, вы решили “помучить” вашу красивую игрушку самостоятельно. Сначала вы зачищаете кант средним напильником, затем переходите к более тонкому. Заточка кантов всегда выполняется напильником в направлении от носка к пятке. Начинают всегда с той части канта, которая находится на подошве. Напильник вы держите максимально плоско. Затем затачивается другая сторона канта, которая станет лезвием для вашего сноуборда. Можно поставить напильник под углом. Чем меньше угол, тем более атакующим будет кант, тем более вы будете врезаться в лед, но тем проще будет допустить ошибку в закантовке. Угол в 88 мне кажется достойным компромиссом.

    Как только обе стороны канта вам покажутся достаточно наточенными, вам придется убрать стружку – результат вашей ювелирной работы. Для этого существует два способа.

    Используйте специальный листик, которым вы дважды проведете по углу канта. Имеет смысл особенно не усердствовать, нажимая, иначе работу ювелира придется повторить заново.

    С каждой стороны канта проведите масляным камнем (досл. мастика) или очень тонкой стеклянной шкуркой. Это лучший способ, но куда более деликатный.

    Проверьте качество вышей работы, проведя пальцем по всей длине канта. Он должен быть гладким и чистым. Проверьте также его цепкость, проведя ногтем снизу вверх. Если вы хорошо поработали, то должна остаться царапина. Закончите подготовку, затупив кант на 10-ти см участке после носка. Осуществите эту операцию с помощью тонкой стеклянной шкурки. Вы увидите, что на уровне ведения дуги вы ничего не теряете, но тем самым облегчаете начальные фазы поворотов.

    Вот так. Удачного и приятного катания!

     

     

    Это интересно: