→ Как сын александра мостового начал путь в профессиональный футбол. Мостовой Александр Владимирович. Сборная России по футболу Мостовой чем занимается

Как сын александра мостового начал путь в профессиональный футбол. Мостовой Александр Владимирович. Сборная России по футболу Мостовой чем занимается

Абсолютно каждый человек, увлекающийся футболом, знает, кто такой Александр Мостовой. Это - великая личность в мире спорта. Он является одним из лучших футболистов в истории сборной России. У него множество клубных, командных и личных достижений. Как же начиналась его карьера? Об этом сейчас и следует рассказать.

Ранние годы

Александр Мостовой родился в городе Ломоносов (Ленинградская область) в 1968 году, 22 августа. Там его отец проходил срочную армейскую службу. Когда мальчику исполнилось 3 года, то вся семья переехала в Лобню - город в Подмосковье. Там отец Александра играл в футбол, а мама работала парикмахером.

Страсть к спорту передалась мальчику по наследству. Владимир Мостовой, его отец, играл за «Останкино», так что перед ним был живой пример для подражания. В раннем возрасте его отдали в академию футбола ЦСКА, куда мальчик ездил из Подмосковья несколько раз в неделю.

Тренеры сразу же оценили его талант. Юношу хотели определить в главную команду, но от него отказался Юрий Морозов, в то время тренировавший коллектив. А потому молодой человек начал играть в ФК «Красная Пресня», которой руководил Олег Романцев.

За неполный сезон 1986 года Александр Мостовой сыграл 19 матчей и забил 7 голов.

Переход в «Спартак»

В этот клуб футболист переходить не хотел. Александра все устраивало в «Пресне» - ему там доверяли, у него все получалось. Он не понимал, зачем нужен «Спартаку» - большому, серьезному, титулованному клубу.

Александр Мостовой думал, что станет там лишним. Говорит, что даже несколько раз сбегал. Тем более в детстве он болел за «Динамо», а учился в школе ЦСКА. А потому приглашение от Константина Бескова принял не сразу.

Но все-таки летом 1987 года он присоединился к «Спартаку». Первый матч он сыграл 7 июня - это была игра против ФК «Кайрат» на стадионе Динамо. Его выпустили на замену за 15 минут до окончания встречи.

Карьера в «Спартаке»

За все время игры в футболист Александр Мостовой вышел на поле в 106 матчах чемпионата СССР, а также забил 34 гола в этих встречах.

Свой первый мяч он отправил в ворота донецкого «Шахтера». Потом он забивал еще «Динамо», «Зениту», «Нефтчи» и «Жальгирису». Для 19-летнего парня показатели были отличными. В конце сезона его признали лучшим молодым футболистом.

Вопреки своим ожиданиям, в команде Александр освоился быстро. Как только он начал показывать результат, начальство ЦСКА заволновалось и решило вернуть игрока назад. Вот только «Спартак» отказался, в ответ получил угрозу: если Мостового не вернут, то его могут «случайно» забрать в армию.

Но этого не случилось. В первом же сезоне Александр вместе со «Спартаком» выиграл чемпионат, а еще неплохо проявил себя в Кубке УЕФА. Он сделал дубль в матче с дрезденским «Динамо», помог обыграть бременский «Вердер».

Сезон 1988/89 был более проблемным для «Спартака». Александр Мостовой сыграл 27 матчей и забил лишь 3 гола. В целом команда немного сдала позиции, появилась напряженность между старшим тренером и игроками, выступающими за клуб уже давно.

В 1989-м «Спартак» снова стал чемпионом. Но более удачным был следующий сезон. На него пришлись лучшие голы Александра Мостового - хет-трик в ворота «Даугавы», пенальти в играх с «Динамо» и «Олимпиком».

В своем последнем сезоне футболист провел 27 встреч и забил 13 голов.

Переезд в Португалию

В декабре 1991-го Александр заключил контракт с ФК «Бенфика». Там он провел почти два сезона, сыграв за это время всего лишь 9 матчей. Данный период стал самым неудачным в его карьере.

Александр не забил ни одного гола в чемпионате. Зато в Кубке Португалии отличился. Именно ему принадлежит красивейший гол, отправленный в ворота «Порту» в 1/8 финала турнира. Также он поразил и ворота ФК «Амора» в ¼.

Александр рассказывал, что его удивил профессионализм клуба. Тогда он, будучи юношей, оказался поражен, что не нужно самостоятельно стирать и гладить форму, чистить бутсы. Все делает персонал, футболисту надо лишь тренироваться.

В «Бенфике» было еще два российских игрока - Сергей Юран и Василий Кульков. Ко всем троим относились плохо, ведь они приехали в капитализм из коммунизма. За место в состав приходилось чуть ли не грызть землю.

Но вот о Свен-Еране Эрикссоне, который тогда тренировал «Бенфику», осталось хорошее впечатление. Александр Мостовой говорил, что это спокойный, рассудительный, интеллигентный человек, отличающийся от других наставников своим подходом и характером. А вот заменивший его Томислав Ивич, как сказал Мостовой, был чуть ли не с пулей в голове.

Карьера во Франции

Продолжая рассказ о биографии Александра Мостового и его карьере, надо отметить, что предсезонную подготовку в 1993/94 он провел в «Бенфике», но потом получил предложение от ФК «Кан». Пауло Барбоза ждал, что футболист согласится перебраться во Францию. Он не отказался, пусть «Кан» и уступал «Бенфике» в статусе.

Французский клуб видел в Мостовом чуть ли не «спасателя». Впрочем, им он и оказался. Александр не то что помог «вытянуть» клуб с предпоследнего места - он довел его до середины турнирной таблицы. «Кан» не вылетел в низший дивизион именно благодаря ему.

Потом Мостовым заинтересовался ФК «Страсбур». Даниэль Жандюпе, тренировавший эту команду, уговорил Александра присоединиться к ним. В одном лишь национальном чемпионате за 2 сезона он провел 61 игру и забил 15 голов. Вместе со «Страсбуром» он стал победителем и финалистом Кубка Франции.

Переезд в Испанию

В 1996 году Мостовому поступило предложение от «Сельты». Он согласился, и это оказался клуб, в котором он провел больше всего времени - целых 8 лет. За это время он в Примере отыграл 249 матчей и забил 64 гола.

Именно в «Сельте» в полной мере раскрылся талант Александра. Он стал одним из первых российских футболистов, которого назначили капитаном иностранной команды. Мостовой так полюбился фанатам, что в 2001 году они стали инициаторами сбора средств для изготовления памятника, посвященного ему.

Интересно, что Александра пытался выкупить из «Сельты» и мадридский «Реал», и «Ливерпуль», и «Ювентус». Но в итоге не сложилось. Мостовой признается, что жалеет о неполученном опыте. За 8 лет с «Сельтой» он выиграл Кубок Интертото и Кубок Испании.

Затем, сыграв в 2005 году один матч за клуб «Алавес», он завершил карьеру.

В сборной

За национальную команду Александр Мостовой выступал с 1990-го. Сначала это была сборная СССР, где он провел 2 года, сыграл 13 матчей и забил 3 гола. Потом он провел 2 встречи за национальную команду СНГ в 1992 году.

А затем уже играл за сборную России. В ней он провел 14 лет, провел 50 матчей и забил 10 голов.

Часто Александр проявлял себя в сборной как лидер, который действительно способен приносить результат. Но в 1997 году его обвинили в слабой игре. Потому что в матче со сборной Кипра не попал в ворота, находясь в максимально выгодной точке. Из-за этого его не вызвали на решающие матчи отборочного цикла.

Также ему не удалось поучаствовать в играх чемпионата мира, проходившего в 2002 году. Но это было из-за травмы. И в Евро-2004 он не выступал - его отчислили за критику Георгия Ярцева, главного тренера.

Если говорить о достижениях, то можно отметить вниманием тот факт, что в 1990-м сборная России, в составе которой выступал Мостовой, стала чемпионом Европы среди молодежных команд.

Личная жизнь Александра Мостового

В 1991 году футболист получил приглашение в «Бенфику». Вот только в те времена, чтобы играть в иностранном клубе, нужно было получить массу разрешений, заполнить множество бумаг. Поэтому Александр просто женился на гражданке Португалии. Брак был фиктивным - Мостовой говорит, что даже не видел никогда своей жены.

Но с «Бенфикой» не сложилось, а потому случился развод. Потом уже Александр женился по любви - на француженке Стефани, с которой познакомился в Страсбурге. В 1996 году у них родился сын. Его тоже назвали Александром.

Меньше чем через год Мостовой подписал контракт с «Сельтой», так что семья перебралась в Испанию. Александр говорит, что его сын по паспорту француз, а по менталитету - испанец. Через три года после его появления на свет у пары родилась девочка Эмма. Через какое-то время Александр и Стефани развелись. Мостовой вернулся в Россию. Дети остались с матерью в Марбелье.

Сын Александра Мостового тоже занимается футболом. Он был на просмотре «Сельты», но профессиональной карьеры пока что не начал. Русским, кстати, франко-испанский юноша владеет хорошо. А болеет за «Барселону». В России пока ни он, ни Эмма не были, но Мостовой хочет, чтобы его дети однажды повидали родину отца.

Нынешняя деятельность

Чем Александр Мостовой занимается сейчас? Он часто выступает на радио и телевидении с комментариями по поводу футбола, высказывает личное мнение на интернет-порталах, посвященных спорту. Его имя регулярно появляется в новостях. Да и сами журналисты часто обращаются к легендарному футболисту, чтобы взять комментарий по тому или иному поводу.

Недавно, например, он рассказывал о своей надежде на рост «Спартака» и улучшение его результативности в чемпионате. Мостовой делился: ему кажется, что в команде царит некий дисбаланс, причем как в плане взаимоотношений, так и по части игры.

Он говорит, что Массимо Каррера «тасует» состав, отправляя на скамейку запасных то одних, то других футболистов. Поначалу такая тактика давала результат, но в еврокубках его нет. Александр надеется, что «Спартак» вскоре начнет биться так, как он это умеет.

Также Мостовой сожалеет об уходе Квинси Промеса - самого результативного легионера московского клуба. Это действительно чувствительная потеря для «Спартака». И Мостовой с сожалением подметил, что отсутствие его мастерства серьезно отражается на игре клуба.

Александр Мостовой: даже сейчас мне поступают предложения

Имя Александра Мостового более десятка лет не сходило со страниц спортивных газет и журналов. По признанию многих специалистов, и не только отечественных, именно Мостовой долгие годы был олицетворением российского футбола в Европе.

Имя Александра Мостового более десятка лет не сходило со страниц спортивных газет и журналов. По признанию многих специалистов, и не только отечественных, именно Мостовой долгие годы был олицетворением российского футбола в Европе. Однако после известной истории, произошедшей летом 2004-го в Португалии во время континентального первенства, карьера этого игрока пошла, что называется, наперекосяк. Взяв паузу, Александр какое-то время отдыхал от футбола, весной прошлого года неожиданно появился в испанском «Алавесе», а спустя два месяца так же неожиданно покинул эту скромную команду. Как выяснилось позже, Мостовой расстался не только с клубом, но и с игровой карьерой.

- Александр, о вас в последнее время мало что слышно. Чем занимаетесь после завершения футбольной карьеры?
- Согласен, после завершения карьеры интерес ко мне со стороны газет и телевидения несколько упал. Но это нормальное явление, я не первый и не последний спортсмен, столкнувшийся с подобным. Чем сейчас занимаюсь? Пока ничем, можно сказать, отдыхаю, много путешествую, большую часть времени провожу в Испании, но и в Москве часто бываю.

- Вам не обидно, что расставание с футболом получилось каким-то будничным?
- Вы знаете, с одной стороны, вроде бы и обидно, но с другой - изменить ничего уже невозможно.

- Нет желания устроить прощальный матч?
- На этот вопрос мне тоже сложно однозначно ответить. В России я долгое время не жил, играл только в союзном чемпионате, после чего уехал на Запад. Да, была сборная страны, но в любом случае болельщики больше признают тех футболистов, которые играют у них на глазах. В то же время в мою бытность игроком сборной России команда особых успехов не добивалась, хотя, как я считаю, была на то способна. В Испании, кстати, в свое время мне предлагали провести подобный матч. Как-никак столько лет отдал «Сельте», помог ей добиться самых больших в истории клуба результатов. В Виго меня до сих пор помнят и любят. Однако мое расставание с «Сельтой» всетаки оставило неприятный осадок. Я имею в виду проблемы с руководством клуба, не желавшим полностью выполнять условия контракта.

Из-за финансовых проблем, собственно, я и ушел из «Сельты », хотя, конечно, расставаться с командой собирался не таким образом. Когда выступал за эту команду, мне не раз предлагали устроить пышные проводы, а потом в каком- либо качестве предоставить работу в клубе. То же руководство не раз заявляло: «Мостовой - лучший игрок «Сельты», капитан и лидер команды. Даже после завершения карьеры игрока мы готовы его оставить в клубе».

Однако, как только начались финансовые проблемы, об этом, кроме болельщиков, никто уже не вспоминал.

Может, стоит тогда попробовать провести такой матч в России? Тем более что вместе с вами почти одновременно ушли из футбола Карпин, Никифоров и Онопко.
- Это, конечно, было бы замечательно. И если кому-нибудь придет такая идея, мы только рады будем помочь в организации матча. Впрочем, для России подобные мероприятия все-таки в диковинку.

С другой стороны, прощальный матч более уместен для футболистов, всю карьеру игравших за один клуб или добившихся выдающихся успехов.

- Не жалеете, что решили завершить карьеру, а не приняли одно из предложений?
- Честно говоря, сейчас, когда уже прошло достаточно времени, стал жалеть, что завершил карьеру. Предложения от клубов, и достаточно солидных, были у меня и до чемпионата Европы, и после. Однако после той известной истории, произошедшей в Португалии, я долго о футболе не только думать не хотел, но даже мяча не мог видеть. Когда же ко мне вернулся интерес к игре, время было уже упущено. Да и возраст у меня по футбольным меркам уже солидный. Впрочем, время от времени раздаются звонки со стороны агентов и разных клубов - люди же видят, что я еще в нормальной физической форме. Даже сейчас у меня есть одно конкретное предложение, но говорить об этом не хочется.

Получается, что скромный «Алавес», выступавший в сезоне 2004/05 во втором испанском дивизионе, стал последним для вас клубом?
- Да, так и есть. При этом хочу сказать, что все в этом клубе складывалось для меня отлично: меня тепло приняли болельщики, я сам быстро адаптировался в команде, но… Это все-таки второй дивизион. Всю жизнь играть в элите, за сборную, быть на виду, а потом вдруг оказаться во втором эшелоне…

Когда же начинал сравнивать футболистов, выступающих в первом и втором дивизионах, волей-неволей начинал думать: «Елки-палки, куда я попал?». Именно из-за этого я и решил покинуть «Алавес».

Скажите, а что за человек владелец «Алавеса» Дмитрий Питерман? Судя по тому, что о нем пишут в самой Испании, это достаточно любопытная личность.
- Питерман - человек действительно любопытный. За время своей работы в испанском футболе он успел разругаться едва ли не со всеми: с болельщиками, мэрией Витории, федерацией, прессой, игроками.

При всем при этом за те полтора-два месяца, что я пробыл в «Алавесе», у меня с ним никаких проблем не возникло.

Все, о чем мы договаривались, было исполнено. Что касается причины всех этих конфликтов, то тут все предельно ясно. Питерман - человек нефутбольный, вот из-за этого с ним случаются всякие чудачества.

Александр, отдых отдыхом, но наверняка в скором времени придется определяться со своим будущим. Чем планируете заняться?
- Хотелось бы, конечно, остаться в футболе. Было бы глупо заниматься другим делом, если вся жизнь, начиная с пятилетнего возраста, у меня была связана с футболом, в котором, без ложной скромности, мне многое до мелочей известно. Однако тут же возникает вопрос: как остаться в футболе, в каком качестве?

Обивать пороги и просить взять меня на работу считаю не совсем правильным. Надеяться на какое-то предложение со стороны? Вы знаете, я не такой наивный человек.

- Не задумывались о том, чтобы окончить тренерские курсы и получить лицензию для работы?
- Тренерские курсы, конечно же, необходимы. Учиться чему-нибудь новому никогда не вредно. Но есть же много примеров, когда люди, никогда не игравшие в футбол, в тренерской деятельности достигали значительных успехов. Так если они добиваются успехов, почему это не могут повторить бывшие футболисты, поигравшие немало лет на высоком уровне и работавшие под началом известных специалистов?

Неужели эти курсы, которые, кстати, длятся не так уж долго, могут заменить тот огромный опыт? Думаю, вряд ли.

В свое время из России в западные клубы уехало целое поколение футболистов, с которыми у нас были связаны большие надежды. Поиграв в европейских клубах и набравшись опыта, они со временем могли бы в качестве тренеров привнести в наш футбол что-то новое. Однако годы идут, но никто, кроме Шалимова, Чернышова и Юрана, так и не попробовал себя в новом качестве. А те, кто попробовал, особых успехов не добились. Неужели это поколение стало потерянным для нашего футбола?
- Так, конечно, можно подумать, но это все-таки не так. Чтобы начинающие тренеры добились каких-то успехов, нужна хоть какая-то поддержка. В одночасье ничего невозможно добиться, что подтверждает европейский опыт. К примеру, в Германии или Франции, где активно привлекают к тренерской деятельности известных в прошлом игроков, доверие к начинающим специалистам на порядок выше. Там нет такого, что если не использовал свой шанс, значит, тренерская работа тебе заказана. В любом случае им больше помогают и доверяют, чем у нас.

Александра Бородюка, недавно назначенного старшим тренером сборной России, можно причислить к вашему поколению?
- Думаю, да. Александр чуть постарше меня, но все-таки долгое время мы одновременно выступали за сборную и клубы как в СССР, так и за рубежом. Могу пожелать ему успехов в молодежной сборной России, в главной команде страны он все-таки фигура временная.

Кстати, поддерживаю решение РФС о его назначении, так как Бородюк уже столько лет работает в национальной команде. Кстати, это и есть классический пример, о котором я уже говорил. Ведь Бородюка пригласил в сборную не кто иной, как Газзаев, который в свое время выступал с ним в одной команде. Это и есть та поддержка, о которой я говорил выше. Если, к примеру, нашу национальную сборную возглавит какой-нибудь испанский специалист и пожелает позвать меня помощником, я с радостью соглашусь.

Раз уж мы заговорили на эту тему, то хотелось бы узнать ваше мнение по поводу приглашения иностранного специалиста в сборную России.
- Могу, конечно, высказаться, но ведь решения принимаю не я. Да, возможно, этот шаг поможет качественно поднять уровень игры нашей сборной.

Но это не говорит о том, что у нас нет специалистов, которые сами не могли бы это сделать. К примеру, мне непонятно, почему Анатолий Бышовец сейчас не работает в каком-либо клубе, почему его не рассматривали в качестве кандидата на пост тренера в сборной России.

Своей работой он, как мне кажется, всем уже все доказал - что в России, что за рубежом. И даже в прошлом году, когда после большого перерыва он возглавил «Томь», все мы были свидетелями неожиданного преображения сибирской команды.

Судя по всему, новым главным тренером сборной России станет Гус Хиддинк. Знакомы ли вы с ним, что думаете о перспективах его работы в нашей стране?
- Лично с ним я не знаком, но, конечно, наслышан о нем, знаю, где и как работал и чего достиг. И, насколько я знаю, везде, где бы голландец ни трудился, он добивался результата.

Видимо, в этом и кроется причина его приглашения в Россию. Остается только надеяться, что к нам он согласится приехать не только ради большой зарплаты, а хотя бы потому, что видит какие-то перспективы у нашей сборной.

- А вы сами как оцениваете перспективы нашей сборной?
- В футболе главное не перспективы команды, а его результаты. Если помните, в свое время и нам пели дифирамбы.

Однако сейчас Мостового, Карпина, Никифорова, Шалимова и многих других игроков уже называют потерянным поколением. А по таланту, я думаю, мы нынешним футболистам сборной России точно не уступали. Так что вывод тут один: нужно играть и добиваться результата, постоянно выступать в финальных стадиях чемпионата мира и Европы.

Мостовой Александр Владимирович

Российский футболист (полузащитник, нападающий). Родился 22 августа 1968 г.; выступал за команды "Красная Пресня" (1986), "Спартак" (Москва) (1987-1991), португальскую "Бенфику" (Лиссабон) (1992-1993), французские клубы "Канн" (1993-1994), "Страсбур" (1994-1995, 1995-1996), испанскую "Сельту" (Виго) (с 1996 г.). В чемпионатах СССР провел 106 матчей, забил 34 гола. Чемпион СССР (1987 и 1989 гг.). Дважды входил в списки лучших футболистов СССР. За сборную СССР/СНГ в 1990-1992 годах провел 15 матчей. Участник чемпионата мира-1994, чемпионата Европы-1996. Чемпион Европы (1990) среди молодежных команд. Обладатель Кубка Португалии (1993). Один из лучших полузащитников России. Занимает четвертое место в Клубе 100 российских бомбардиров (163 гола).

11 октября в Курск по приглашению президента ФК «Авангард», председателя областной Думы Виктора Карамышева приехал . И не важно, что его визит был приурочен к грядущим выборам в Госдуму - простые любители футбола об этом думали мало, да и сам Александр в политику не лез, и над подобными вопросами не заморачивался - отвечал, как думал и напрямую. Он приехал в Курск, как знаменитый футболист и как футболист отвечал на множество вопросов, заданных ему простыми болельщиками, тренерами детских футбольных школ, мальчишками и журналистами.

Для начала Мостовой посетил две школы - обычную, где на новеньком искусственном газоне дал мастер-класс ученикам, и спортивную - школу ФК «Авангарда», где пообщался с тренерами, юными футболистами и многочисленными представителями СМИ. Позже, в 18.00. Мостовой посетил матч первенства России второй лиги зоны «Центр» - «Авангард» - ФК «Губкин», в перерыве которого еще раз беседовал с журналистами и болельщиками и подарил футболку «Сельты» с номером 10 «Авангарду» на счастье, а между этими событиями краткого визита…

В детской школе "Авангарда"

Встреча с пишущей братией и болельщиками.

Честно говоря, не верится. Вот он, великий игрок из великого, но так и не реализовавшего до конца свой потенциал, поколения 90-х. Сидит в кресле напротив, улыбчивый, интеллигентный и предельно откровенный. Не верится, что это тот самый Мостовой , который забивал в 90-м гол сезона. Нет, даже не сезона. Гол, который видевший не забудет никогда. Обвел в штрафной харьковскую защиту в полном составе. Кого-то, кажется, не один раз. И катнул мячик под штангу. Тот самый Мостовой , которого пригласил в свой "Спартак " великий Бесков . Уму непостижимо, "Сельта" платила за него больше, чем за чемпиона мира Мазиньо. Главный тренер "Страсбура" говорил об "исключительной технике и великом видении поля". Константин Бесков обронил как-то: "Мостовой в понимании игры приближается к стрельцовскому уровню..."

"Мост, ты спишь?"

Александр, вас пригласил в «Спартак» сам Константин Бесков. Люди, которым приходилось с ним общаться, в один голос говорят о его, мягко говоря, непростом характере. Какие у вас остались воспоминания о работе с Константином Ивановичем?

Воспоминания самые положительные. Нет, Бесков , конечно, был человеком достаточно жестким, но ко мне относился по доброму. Можно даже сказать, что лично мне он в тренировочном процессе делал некоторые послабления, и никакого деспотизма с его стороны я не чувствовал. Может быть, от того, что был совсем молодой и относился к жизни по-другому. Вообще про Бескова ходили легенды, что он мог вытащить человека, образно говоря, с картофельного поля, и он у него заиграет. Я ведь начал играть в основном составе «Спартака » с 17-ти лет, хотя первые два года, чего греха таить, был в тени гениальнейшего Федора Черенкова . Благодарен судьбе за это время, потому что, играя рядом с Федей, я приобрел неоценимый опыт, который помогал мне в течение всей карьеры.

- А у вас был тогда в команде персональный «дядька»? Человек, который опекал, давал какие-то советы?

Знаете, чем тогда «Спартак » отличался от других команд, так это тем, что игроки дубля и основного состава тренировались и жили практически вместе. Конечно, ветераны «Спартака » в шутку иногда подкалывали нас, молодых, но без злобы. А что касается «дядьки»… Нет, кого-то конкретно назвать не могу. Пожалуй, Саша Бубнов нам с Игорем Шалимовым частенько подсказывал, что да как, но очень доброжелательно, не с позиции эдакого «дембеля». Кто мог, что называется, «напихать» и на поле, и в раздевалке, так это Вагиз, он очень резкий был. Ну а ближе всего я сошелся с Ринатом Дасаевым , с которым мы на базе в Тарасовке жили в одном номере.

- Это правда, что Дасаев заставлял вас играть с ним в шахматы?

Истинная, причем любил он это делать тогда, когда надо было спать после обеда. У нас было полтора часа на отдых, я уставал на утренних тренировках, организм ведь был еще молодой, неокрепший. А у Рината вратарские нагрузки были, конечно же, в разы меньше, чем у нас, полевых игроков. Так вот, я пообедаю и быстренько в номер. Лягу, только закрою глаза, тут заходит Дасаев с одной и той же фразой: «Мост, ты спишь? Знаю, что не спишь, давай партеечку по-быстрому сыграем». Ну и приходилось эти партеечки гонять. Со временем Ринат надо мной сжалился и стал оттачивать свое мастерство на нашем клубном водителе. Кстати, когда ушел Дасаев , ко мне подселили тоже вратаря - Стаса Черчесова . Но это уже другая история (смеется).

"Представить не мог, что буду футболистом"

- Александр, вы же воспитанник детской школы ЦСКА?

Ответьте тогда вот на какой вопрос. Многие футболисты, перейдя в новую команду, делают лукавые заявления о том, что играть именно вот в этой команде было чуть ли не заветной мечтой детства. Вы мечтали играть в «Спартаке»?

Вообще даже такой мысли не было. Скажу больше, я в детстве даже представить себе не мог, что буду футболистом, подписывать контракты, играть за границей… Очень многое в моей жизни произошло благодаря его величеству случаю. Например, именно благодаря случайности я оказался в «Красной Пресне», которую тогда возглавлял Олег Романцев . Дело было так: звонит домой тренер из школы ЦСКА и говорит, мол, езжай на тренировку в «Красную Пресню». Им по положению нужен игрок моложе 18 лет в команду, я порекомендовал тебя, пускай посмотрят. А я еще в школе учился, думаю, команда второй союзной лиги, как туда вообще можно попасть простому мальчишке? Тренер настаивает, дескать, надо съездить, я договорился. Я взял сумку и поехал. До сих пор помню этот момент, погода стояла почти зимняя, тренировка проходила в хоккейной коробке, практически на льду. У меня с собой тогда даже кроссовок не было, выдали мне какие-то кеды и сказали «беги». Я и побежал. Так в команде и остался. Вот вам и дело случая.

Давайте от случайностей перейдем к парадоксам. Из молодежной сборной СССР, в составе которой вы в 1990 году выиграли молодежный чемпионат Европы, многие были сразу же вызваны в главную команду страны. Из нашей юношеской сборной, не так давно повторившей ваш успех, на более-менее высоком уровне сейчас играет только Сапета в московском «Динамо», ну и с большой натяжкой Прудников в «Анжи». Куда девается сейчас талантливая молодежь, где нынешние мостовые, шалимовы, радченко, колывановы, кирьяковы?

Я связываю это с тем, что после 91-го года в стране начался полный бардак. Не только в футболе, но и во всех сферах.

Но ведь, несмотря на то, что ваша талантливейшая сборная 90-х по именам и по звездности состава выглядит на порядок выше нынешней сборной России, по большому счету ей ничего серьезного выиграть не удалось. А поколение Аршавина, как ни крути, всё-таки бронзовые призеры чемпионата Европы.

Нет такого понятия «бронзовые призеры чемпионата Европы», потому что на Европе не разыгрываются третьи-четвертые места. Хотя шороху наши парни действительно там навели, за что им низкий поклон. Что касается нашей сборной 90-х, то опять вернусь к проблеме развала страны. Мы оказались заложниками той ситуации, когда на первых ролях был не спорт. Люди думали о том, что поесть, а разговоры о футболе были уже потом.

- В команде?

Конечно. И поэтому, когда появилась возможность уехать играть за границу, человек 8 из нашей молодежки в 91-92-м начали играть в европейских чемпионатах. Что называется, почувствовали разницу. Когда я подписал контракт с «Бенфикой» и прилетел в Португалию, то меня в аэропорту встречала машина с представителем команды. А когда мы приезжали в Россию на игры сборной, нас никто даже не встречал. Выйдешь, так, в Шереметьево и порой даже не знаешь куда ехать, где и с кем играть. Мало того, нас тогда начали легионерами обзывать, мол, приехали эти зажравшиеся, думают только о деньгах… Это теперь "легионерами" называют тех иностранцев, что играют у нас, а тогда этим словом назвали нас, своих, играющих в Европе. Вы заметили - теперь ни Павлюченко, ни Аршавина, ни Погребняка так не зовут, ну, там наши "англичане", или "немцы", а мы все были "легионеры". Плохого в этом слове, конечно, ничего нет, но... было, как-то, неприятно, что ли.

- Обидно?

Конечно, обидно! Ты приезжаешь защищать честь своей страны, а на тебя выливают ушат помоев. Нам же хотелось просто человеческого отношения к себе. Тем более, повторюсь, было с чем сравнивать.

- Можно ли сказать, что вот эта обида вылилась в пресловутое «письмо 14-ти»?

В какой-то мере - да, в какой-то момент терпение лопнуло и появилось это письмо. Мы ведь просили тогда только одного - хорошего отношения к себе, чтобы нас воспринимали как футболистов, имеющих такие же права, как и у наших коллег в других странах. А нас за это потом еще лет пять критиковали. Обзывали рвачами, лжепатриотами и так далее. И тут еще и проблема с экипировкой: у многих из нас уже были свои контракты с фирмами, производящими бутсы, форму, а нас заставляли играть в другой, в той, с которой были подписаны контракты у РФС. Ко всему, эта форма была очень низкого качества, не подогнанная, не говоря уже о бутсах. Хотя, признаюсь, я подписал то письмо, что называется, «за компанию», поскольку дружил с инициатором этого заявления Игорем Шалимовым . Я тогда ему прямо сказал, что смысла в демарше нет и добиться изменения в сложившейся системе отношений между игроками, тренерским штабом и руководством невозможно, хотя они напрашивались. В общем, шел с ним из солидарности.

Была информация, что за Шалимовым в той ситуации стоял Анатолий Бышовец, который "помогал" с текстом того злополучного письма…

Насчет «помогал» - не в курсе, но то, что Бышовец поучаствовал, - правда. И Шалимова подбивал на демарш он в том числе, всё это было. Хотя, что сейчас об этом говорить - система была такая.

- И в результате на чемпионате мира 1994 года в Америке вы сыграли всего один матч.

Я с самого начала понимал, что так оно и будет. Спартаковцы позже отказались от своих подписей, но я видел по отношению к себе на тренировках, что на меня не рассчитывают. Уж не знаю, как там звезды сложились, видимо, после первой проигранной игры с бразильцами тренерский штаб запаниковал и просто не знал, что делать и кого выпускать.

Следующим турниром, на который пробилась наша сборная, стал чемпионат мира 2002. В составе вы были, но на поле так и не вышли.

Помешала обиднейшая травма, которую я получил на второй минуте товарищеской игры с Югославией прямо перед самым чемпионатом. Но в состав меня включили, потому что я весь отборочный цикл провел с командой. До слез было больно и обидно, потому что понимал, что ничем помочь ребятам не смогу.

- Тогда в чем был смысл включения вас в заявку?

Взяли бы вместо меня в пожарном порядке кого-нибудь другого и что? Всё равно бы на поле не вышел. Я попробовал было в перерыве матча с Бельгией выйти на разминку, но сразу понял, что не только бегать - ходить больно… Хотя, положа руку на сердце, я очень хотел «выстрелить» на том чемпионате, потому что находился в отличной форме. Грустная история.

На Евро-2000 наша сборная тоже не попала, по сути, из-за одного дурацкого гола… А недавно Александр Филимонов стал чемпионом мира по пляжному футболу, получил ЗМС, вам не обидно?

Тогда было просто ужас, как обидно, мы ночь после матча в Лужниках не спали, но Филю никто особенно не ругал - в футболе всяко бывает. То, что он стал заслуженным? Ну и что? За это что-то дополнительное дадут? Ну, может здесь? На Западе даже у великих футболистов нет никаких специальных званий, есть просто народная любовь и память в истории.

- Александр, кстати, а где вы сейчас живете?

В Испании и России, когда там, когда здесь, туда я часто езжу потому, что там живут дети. С языком проблем у меня нет, вот у детей - да, особенно с русским. На бытовом уровне они общаются со мной, с родней, но в садики и школы ходят в испанские. Бизнеса там у меня никакого нет, поэтому кроме детей меня там ничего особенного не держит.

- Следите за «Сельтой»?

Специально нет, но интересуюсь ее делами. Вот в прошлом сезоне они чуть было вновь не вышли в Примеру, да проиграли в переходных играх.

- В Испании «Реал» или «Барселона»?

Конечно, «Барса»! Очень ее игровая манера импонирует, да и Кантера (футбольная школа) дает им своих воспитанников. В «Барсе» почти все свои ребята.

- Но они тоже покупают известных игроков?

Да, покупают, но не сравнить же с «Реалом», который скупил почти всех мало-мальски звездных футболистов. Вот, к примеру, Барселона тоже купила Ибрагимовича - безусловную звезду, но он не вписался в игровую манеру клуба и они его отпустили. Даже, по-моему, себе в убыток. А «Реал» своих ребят распустил по всей Испании, да и деньги они тратят просто сумасшедшие. За такие деньги любой дурак команду сделает, а вы попробуйте из своих…

- Вам это ничего не напоминает?

Вы про Спартак ? Очень даже напоминает.

"Я спартаковец, но не фанат"

Почему никто из вашего великолепного поколения игроков не проявил себя на тренерском поприще? Ведь Шалимов, Юран, тот же Горлукович, который, к слову, проработал в курском "Авангарде" полгода, по сути дела так себя и не проявил в качестве наставников. Хотя особняком стоит Валерий Карпин, но мы так толком и не поняли, что это за тренер.

Думаю, он сам пока толком не понял.

Скажите, а как вы относитесь к "Спартаку" в его нынешнем виде? Болеете за него как за родной клуб или смотрите на него как на бизнес-проект?

Знаете, я не могу сказать, что я вот весь из себя такой ярый болельщик "Спартака ". Это, естественно, мой родной клуб, но мне больше приятен тот факт, что везде, где бы я ни был, меня считают спартаковцем, хотя, по сути, я в "Спартаке " играл до 1991 года, а потом 14 лет своей карьеры играл за границей. Вот это отношение мне гораздо важнее. Хотя если "Спартак " будет играть с киевским "Динамо", я до хрипоты буду болеть за "Спартак ", поскольку в моё время в чемпионате СССР более принципиального соперника не было. Матч, скажем, "Спартак " - "Зенит" таких эмоций у меня уже не вызовет.

Кстати, о "Зените". В Кубке "Интертото" ваша с Карпиным "Сельта" играла в Питере с зенитовцами. Всем запомнилась отвратительная акция, когда местные болельщики весь матч вас с Карпиным освистывали. Это потому, что вы бывшие спартаковцы?

Там больше Валеру Карпина освистывали, и наше с ним спартаковское прошлое здесь ни при чём. Просто Валерка перед матчем в свойственной ему прямой манере дал резкое интервью в прессе, которое каким-то боком задело болельщиков "Зенита", вот они и устроили такую акцию против Карпина . Кстати, этим только навредили своей команде - Валера во время матча жутко разозлился и под занавес матча забил победный гол "Зениту".

- И, все-таки, вы следите за «Спартаком»?

Конечно, а как же? Но там сейчас из тех, кого я знал уже почти никого нет. Все беды «Спартака » пошли с того момента, как в клубе стали меняться хозяева. Была утрачена преемственность, ушел Романцев и пошло-поехало…Сейчас в команде много сильных игроков, но они, в основном, иностранцы, а своего, спартаковского, русского костяка нет. Иностранцам многое не обяснить…

- Как вы относитесь к Олегу Ивановичу?

С большим уважением и трепетом. Большой человек, большой тренер.

- Вы с ним встречаетесь?

Давно не видел. Приезжаю в Москву налетом, и с ним не пересекался за долгое время ни разу. Но я считаю, что в его лице наш футбол может потерять, или уже потерял, великого специалиста. Романцеву , думаю, пора возвращаться в большой футбол.

А, почему, все-таки, из ваших сверстников не получилось достойных тренеров? Вот, к примеру, у Шалимова не заладилось.

Вы знаете, здесь разные причины. Для того чтобы бывший хороший игрок стал хорошим тренером нужно совпадение нескольких факторов. Помимо знаний и определенного таланта нужны, прежде всего, доверие и поддержка - у Игоря с этим, как раз, и не вышло.

- А Карпин?

Про Валеру я уже сказал. В «Спартаке » у него многое вышло случайно: раз - приехал, два - встретился с президентом, да и теперь за ним стоит фигура - Федуна .

- Вы начинали вместе с Шалимовым, кого считали большим талантом?

Шалю, конечно. Он свой был спартаковский, с юных лет в школе выделялся, я из цээсковской школы пришел, но это не мешало нам дружить.

- Кого из футболистов вы можете назвать своим другом?

Так что бы по жизни…, ну, Шалю, конечно, и Колю Писарева . Мы с ними с двенадцати лет вместе, еще на первенство Москвы играли, правда, в разных командах. А, так, что бы еще с кем-то перезваниваться, или эсэмэсками перекидываться - так это со многими ребятами.

"В наше время радовались, если на поле хоть какая-то трава росла"

Как вы относитесь к тому, что российские власти, во главе с Медведевым и Путиным, приложили все усилия, чтобы заполучить в страну проекты, требующие баснословных финансовых вливаний? Имеются в виду Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу... Многие обыватели считают, что эти средства лучше было бы отдать старикам и детям.

Я считаю, что одно не мешает другому. Конечно, мне непонятно, когда мы пробиваем такие затратные мероприятия, а в провинциальных городах на дороги без слез смотреть невозможно. Ладно бы денег не было, но они же есть! С другой стороны, такие масштабные мероприятия России нужны хотя бы потому, что строится огромное количество спортивных объектов. Вот мне, например, смешно слышать, когда сейчас после игр многие российские тренеры сетуют на качество полей, мол, поляна была в ужасном состоянии. Думаю, елки-палки, вы бы поиграли на полях, на которых мы играли в советское время, на что бы вы тогда ссылались? Тогда футболисты радовались, если на поле хоть где-то трава росла, играли и "не жужжали".

Умопомрачительные вложения средств для привлечения стареющих звезд в наш чемпионат - это благо для российского футбола?

Во всём нужна мера. Понимаете, если машина стоит, грубо говоря, 50 тысяч, то почему я должен платить за нее 100 тысяч? То же самое и с футболистами. Никто не ставит под сомнение класс, скажем, нападающего Это′О. Но тех денег, которые ему платят, он не стоит, это уже перебор.

А вообще, вы симпатизируете ветеранам, которые продолжают играть и в 35 лет? Или всё же нужно вешать бутсы на гвоздь пораньше?

Всё зависит от того, как ты играешь. Скажу про себя: я считаю, что в 35 лет играл лучше, чем в 25. Или вот еще история из личного. Когда мне было 33 года, пришла пора продлевать мой контракт в "Сельте". Я разговариваю об этом с президентом клуба, а тот мне - какое продление, тебе уже 33 года, ты старый! А через три дня у нас в календаре игра в Мадриде с "Реалом", заявляю президенту, что раз я такой старый, на игру не выйду. Тот взвился, мол, ты чего, а кто вообще тогда играть будет? Играем с "Реалом", выигрываем 2:1, оба мяча забиваю я. Так что всё зависит от того, как футболист тренируется, как соблюдает режим и так далее. Главное не возраст, а мастерство. Я в этом плане восхищаюсь спортивным долголетием Райана Гиггза - человеку под сорок, а он играет крайнего полузащитника и в плане скорости и выносливости даст фору многим молодым игрокам! Были еще Ширер, к примеру, Ван дер Саар, сейчас на высоком уровне в футбол играют многие из тех, кому далеко за 30, а раньше тридцатник считался уже чуть ли не пенсионным возрастом.

Как вы считаете, почему сейчас футболисты заканчивают карьеру гораздо позже, чем лет пятнадцать-двадцать назад?

Думаю, благодаря медицине, которая не стоит на месте, и я не имею в виду допинг. Вспоминаю, что я ел и пил в двадцать лет, и что едят и пьют спортсмены сейчас, всё высчитано до последней калории. Всякие восстановительные центры на базах, а во времена моей молодости, кроме массажа и сауны, и восстанавливаться-то после игр по большому счету нечем было. Поэтому раньше в 30 лет спортсмен считался уже глубоким ветераном.

За свою карьеру вы играли практически против всех суперзвезд 90-х и 2000-х. Против кого было играть тяжелей всего?

На то они и суперзвезды, что против каждого из них играть тяжело. Но всё же выделю Фернандо Йерро, неудобнее всего было играть против этого великого защитника "Реала" и сборной Испании. Хотя вне футбола у нас были вполне себе приятельские отношения, на поле мы рубились не на шутку, порой до серьезных ушибов. А вот костоломов и грубиянов в моей жизни попадалось немало. Особенно во Франции, когда я играл за "Страсбур". Дело в том, что во французском футболе есть такая особенность: в любой команде подавляющее большинство игроков - чернокожие. А у этих ребят, сами знаете, какое телосложение - два метра ростом, ножищи, плечи широченные, атлеты, одним словом. При всем при этом они играли персонально. Такому чисто физически корпус поставить невозможно, при этом он, не стесняясь, может еще и по ногам сзади врезать. Так что во французском чемпионате мне доставалось изрядно.

О сборной

- Как вы относитесь к тренеру нашей сборной Дику Адвокаату?

Нормально отношусь и, думаю, его мое отношение к нему меньше всего волнует. Адвокаат - наемный работник, перед ним поставлена цель - выйти на Евро, он ее выполняет, и, скорее всего сегодня выполнит (интервью бралось в день игры с Андоррой). Поверьте, Дику не нужны наши результаты, допустим, в 2018 году, для него главное выполнить свою задачу. И это, с любой точки зрения, правильно. Мы, кстати, убедились в этом за время выступления за границей - как ты свое дело выполняешь, так к тебе и относятся. Но, с другой стороны, уже сейчас надо думать о резерве для сборной на будущее. Вот сейчас, к примеру, «вылетит» Игнашевич сзади, или Аршавин впереди, и все… пиши пропало, игра сборной строится, по большому счету, вокруг них. Значит нужно искать уже сейчас им достойную замену, а Дик этого не делает. Ему это и не нужно.

- Прогноз на сегодняшнюю игру?

Наша сборная выиграет 3:0, 4:0, а может и больше

- Андорра, в последнее время показывает зубы.

Да, ну ребят, о чем вы говорите. Ну, как могут почтальоны, страховые агенты и полицейские играть на равных со сборной великой страны? Дома, да, на том огороде, да еще маленьких размеров, они могут упереться, но здесь в Лужниках. Да еще если стадион будет заполнен. Нет, исключено.

- В тему, а как вы относитесь к возможной натурализации «легионеров» и привлечения их к играм за сборную?

Отрицательно.

- Но уже вся Европа так делает!

Там все немного по-другому. Во-первых, во Франции, Португалии или Испании все выходцы из южной Америки и Африки знают язык той страны, куда приехали. Как правило, они выходцы из бывших колоний или близких в культурном отношении стран, они там почти свои. Но главное даже не в этом - нам надо здесь искать своих русских игроков, никогда не поверю, что в нашей стране с ее 140 миллионами нет талантливых ребят. Искать, повторю, нужно лучше. Вот сегодня я повозился с ребятишками, а может среди них новый Витя Онопко или Сережа Родионов . В футбол играют везде, где бы я ни был, где бы я просто не остановился на машине - у бензоколонки ли, у магазинчика, везде пацаны гоняют в футбол. Талантов море, надо только найти.

Подарок от Мостового детскому тренеру группы Школы "Авангард" 2000 года рождения Александрову.

"Возглавить "Авангард"? Почему бы нет?"

У всех на слуху нашумевшая история с инициативой болельщиков "Сельты", которые собирали средства на создание памятника обожаемому ими Царю, то есть вам, Александр. Чем дело закончилось?

Да, действительно, было такое, я сам был в шоке, когда мне сказали о памятнике. Причем памятник действительно был изготовлен, но что-то там в Виго не срослось, вроде как инициаторы с чиновниками не договорились. Знаю, что памятник готов и находится в мастерской у скульптора, который его делал. Еще до меня дошли слухи, что российские болельщики собираются его выкупить и перевезти в Москву. Но думаю, что это вариант из области фантастики.

- А фантастикой ли будет увидеть вас когда-нибудь на тренерском мостике курского "Авангарда"?

Хм... Почему бы и нет? Если поступит предложение от президента вашего клуба, я обязательно обдумаю это предложение.

Беседовали: Игорь Василиади, Влад Швецов, Андрей Корнеев

Сегодня Мостовой живет на две страны - Россию и Испанию. Пару месяцев проводит в Москве, затем на три уезжает в городок миллионеров Марбелью, где на испанском побережье Атлантического океана у него есть дом. В России живут родители и друзья, в Испании - дети и бывшая жена.

В последние три года, кроме России и Испании, нигде не был. Путешествовать меня не тянет - я столько уже налетал за свою жизнь, что одно время даже во сне видел лишь самолеты. Когда журналисты спрашивают, не ощущаю ли я, что остался не у дел, и не тяготит ли меня избыток свободного времени, я отвечаю, что чувствую себя достаточно комфортно. У футболистов в принципе много свободного времени: если нет соревнований, то после утренней тренировки можно спокойно гулять весь день. Я заработал достаточно за свою карьеру. И здорово, что теперь могу ни от кого не зависеть. Что не должен ходить каждый день на службу и с девяти до шести просиживать там штаны. Я живу в свое удовольствие. В Испании меня уважают. Я - один из немногих русских футболистов, кто заявил о себе в полный голос. Однажды комментатор на матче воскликнул: «Елки-палки, как сыграл Мостовой! По-царски!» С тех пор у меня появилось прозвище Царь. В Сельте, где я играл, болельщики даже хотели поставить мне памятник.

А сейчас мне нравится просто заниматься детьми и домом. У меня нет помощницы по хозяйству - мне нравится убираться самому. Необходимости стоять у плиты тоже нет, мы с детьми (12-летним сыном Сашей и 9-летней дочерью Эммой. - Прим. «ТН») обедаем и ужинаем в ресторанчиках Марбельи. Впрочем, под настроение я и картошку могу пожарить, и макароны сварить. А спорт от меня никуда не ушел. Теперь я с огромным удовольствием играю в теннис.

Ничего крамольного не говорил

О конфликте с Георгием Ярцевым в июне 2004 года - когда тренер отчислил полузащитника Мостового из сборной за критику в свой адрес - спортсмен размышлял много.

Редчайший случай в истории футбола, когда игрока во время чемпионата убирают после первого же матча. Но с тех пор я убежден, что именно случай может перевернуть всю твою жизнь, - говорит Александр. - Наша сборная в тот день проиграла испанцам. После матча мы продирались к автобусу через толпу журналистов. Их было не меньше 150, они выкрикивали вопросы с пулеметной скоростью. Из известных игроков в нашей команде было только двое - Димка Аленичев и я, остальные - молодые ребята, не владевшие еще никаким языком, кроме русского. Я же могу говорить на английском, французском, португальском, испанском. Естественно, мне и пришлось отвечать на то, что сыпалось со всех сторон. Причем практически на автомате, потому что настроение было собачье. В общем-то, ничего крамольного не сказал, только общие фразы о том, что сыграли так, потому что плохо были подготовлены. А журналистам нужны сенсации, разоблачения. Вот они и «докрутили» мои слова: «Почему игроки оказались плохо подготовлены? Да потому что тренер полный ноль!» Эти слова о Ярцеве приписали мне. Через час интервью появилось в Интернете. Поднялся такой кипеж!.. В наш с Аленичевым гостиничный номер влетел менеджер сборной: «Ты сказал, что Ярцев - тренер никакой?! Не отпирайся, уже по всем телеканалам передают!» А минут через десять прибежал и сам Георгий Александрович: «Как ты мог такое про меня сказать? Собирайся и уезжай!» Со свойственной ему импульсивностью он не стал ничего слушать и хлопнул дверью. Ситуацию пытался разрулить Ринат Дасаев, но безрезультатно: через него Ярцев передал, что больше не хочет меня видеть. Потом к Ярцеву ходил и Аленичев, но тоже только попал под горячую руку. Конечно, я был ошарашен, злился, что ничего не могу поделать. Несколько месяцев потом ни с кем не общался, а в футбол вообще не хотел больше играть. Но когда отошел, не раз пытался поставить себя на место Ярцева и, положа руку на сердце, хорошо его понял. Слова, которые мне приписали, сильно ударили и по Георгию Александровичу. Ярцев тоже в конце концов понял, что я не мог про него такое сказать на весь мир. И где-то спустя год после злополучного матча, когда мы с Георгием Александровичем случайно оказались вместе на каком-то мероприятии, то подошли друг к другу и молча обнялись. Сейчас никаких обид между нами нет. Мы нормально общаемся.

Испанские женщины - это кошмар!

Незадолго до ухода из футбола Александр развелся с женой Стефани. Француженка и русский футболист были женаты около семи лет.

О причинах развода говорить не хочу, да и не расскажешь об этом в двух словах, - объясняет Александр. - Мы со Стефани настолько болезненно переживали развод, что около трех лет не могли даже просто видеть друг друга. У меня тогда было такое чувство, будто мне руку отрезали. Сейчас боль утихла, но до конца не ушла. Я не верю, когда бывшие супруги говорят, что расстались друзьями. Значит, или брак был по расчету, или между ними никогда ничего и не было. Сейчас мы со Стефани живем по соседству: ей и детям я купил дом на берегу океана, рядом со своим. Когда я в Испании, Саша с Эммой живут у меня, а когда я уезжаю в Москву - у мамы.

Знаете, иногда смотрю на Стефани - и что-то внутри как кольнет... Невозможно просто так взять и вычеркнуть из жизни время, когда мы были вместе. Да я и не хочу. Грустно, что мы расстались. Наверное, если любовь была, то до конца она не уходит. Когда-то меня, человека спокойного и домашнего, раздражало, что Стефани чересчур активна, ни минуты не сидит на одном месте, что ей надо постоянно куда-то бежать. А теперь мне это в ней даже нравится: Стефани заряжает меня своей энергией.

Еще раз жениться я пока не готов. Зачем? Чтобы потом опять сделать себе больно? Романы случаются, но женщинам, с которыми встречаюсь, я ничего не обещаю. Да я и не влюбчив. Мне уже сорок лет, а в этом возрасте непросто решиться на серьезные отношения. Хотя и душой молод, и не выгляжу на свои года. Даже от девушек часто слышу: «Не может быть, что ты Мостовой! Он же старый!» У меня гены хорошие. Маме тоже ее возраст никто не дает. А мой папа в 62 года так играет в футбол, что моим сорокалетним друзьям за ним не угнаться.

Мою личную жизнь может изменить какое-нибудь случайное знакомство. И скорей всего, это произойдет в Москве. Знаете, за годы спортивной карьеры я облетел почти весь земной шар. Нигде в мире нет таких красивых женщин, как в России. В Испании личную жизнь точно не устрою, потому что все испанки такие страшные - просто кошмар. Кстати, недавно Сашку отвозил в школу и поинтересовался у него: «У вас красивые девочки в классе есть?» Сын даже опешил: «Папа, откуда им взяться? Они же все испанки!»

На поле поддаюсь сыну

Саша и Эмми никогда не были в России, а потому, как множество иностранцев, думают, что у нас всегда холодно и много снега, - продолжает Александр. - Сын звонил мне в Москву в начале октября: «Там у вас, наверное, уже все замело?» А у нас в это время вовсю бабье лето и двадцать градусов тепла. Как-то мы поехали на курорт Сьерра-Невада (Испания - Прим. «ТН») покататься на лыжах. И вот там Саша с Эммой впервые увидели снег. В Марбелье-то даже зимой тепло. А тут легкий морозец, снег на солнце сверкает. Выходят дети из машины, зуб на зуб не попадает, оглядываются испуганно по сторонам. «Это и есть снег?» - спрашивают. Взяли его в руки и стали завороженно смотреть, как он тает на ладошке. Так забавно было наблюдать за ними.

С детьми я общаюсь только по-русски. Как и мои родители, которые часто приезжают навестить внуков. Но язык этот для сына и дочки далеко не родной. Они говорят с сильным акцентом. Русскоязычные телеканалы им неинтересны, да, наверное, и до конца непонятны. Так, играя с детьми моих русских друзей, они часто не понимают многих выражений, сленговых словечек. Брать Сашу и Эмми с собой в Москву я смысла не вижу. Представляю, как они в московских пробках будут мучиться! В Марбелье пробок просто не бывает. Здесь Саша и Эмма с друзьями часами без присмотра играют в парке. А в Москве я бы ни на шаг их от себя не отпустил. И потом, там, как я уже говорил, совсем другой климат. Там детям даже теплая одежда не нужна. Недавно с Сашкой в магазине были, мне так одна курточка на него понравилась, осенняя по нашим меркам. Я предложил сыну купить ее, он удивился: «Папа, а когда я ее носить-то буду?» Он прав, в Испании утепленная курточка без надобности. Мои дети обожают купаться в океане, я каждый день вожу их на пляж. Но самому мне больше нравится плавать в бассейне. Единственный, но очень существенный минус испанской жизни - там любят только два вида спорта: футбол и теннис. Совсем не как в Москве. В детстве я чем только не занимался: волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, хоккеем… Кстати, занимаясь хоккеем, я научился так держать корпус, что на футбольном поле меня никогда не могли сбить с ног. Врезались в меня на бегу - и отлетали в сторону. Мне жаль, что у моего сына нет возможности заниматься хоккеем. Но в нем я и не вижу ни координации движений, ни резкости, ни быстроты. Сын и характером пошел не в меня - мягкий, покладистый. Сам я рос хулиганом, часто дрался. А вот в дочери уже можно узнать мою неуступчивость, умение за себя постоять. Эмма, хоть и моложе брата на три года, всегда одерживает над ним верх, когда они ссорятся, - и морально, и физически.

Смешно, но сын все время пытается доказать, что в футболе понимает больше, чем папа. Думаю, это комплекс многих детей известных футболистов: отец - это отец, а я сам по себе. Как-то поставил Сашке диск с записью чемпионата, в котором я участвовал, так сын даже смотреть не стал: «Папа, это прошлый век, сейчас так никто не играет!» Хотя в футболе уже ничего нового изобрести нельзя.

Но когда играем вдвоем с Сашкой, я иногда ему поддаюсь, пусть гордится, что забил папе гол.

Лучше молчать,чем говорить

Если в молодости у Мостового была репутация ловеласа, любящего бывать на светских вечеринках, то в последние годы шумным тусовкам Александр предпочитает одиночество. Даже в компании друзей старается слушать, а не говорить.

Я, с одной стороны, человек сильный, а с другой - закомплексованный. И не всегда могу говорить открыто, даже с близкими людьми. Меня никто не знает на все 100 процентов. Да, я стал тяготиться обществом. Тем более что не всегда можно понять, искренен ли с тобой человек или ему просто что-то от тебя надо.

Недавно мне подарили книгу с афоризмами. Читать мысли гениальных людей оказалось так увлекательно, что я купил себе еще несколько таких сборников. Но, заметьте, никогда их сам не цитирую.

Иногда меня зовут принять участие в каком-нибудь интересном проекте. Например, в «Ледниковом периоде», где я должен был кататься с Татьяной Тотьмяниной. Я начал тренироваться, но врач запретил. Аукнулись травмы, полученные в большом спорте. И в 2008 году, когда пару мне должна была составить Ирина Лобачева, здоровье подвело. Мне до сих пор жаль. Честно говоря, я с удовольствием попробовал бы сняться в каком-нибудь сериале, как другие спортсмены, но пока не зовут. Что ж, спешить мне некуда. Это дело случая, а в свой счастливый случай я очень сильно верю.

Великий французский футболист Мишель Платини в своей книге "Жизнь как матч" делит всех игроков атаки на три категории. К первой он относит форвардов-бомбардиров, каким был Герд Мюллер. Вторую категорию составляют полузащитники, обладающие ярко выраженными способностями организаторов игры, - как, например, многолетний партнер самого Платини по сборной Франции восьмидесятых годов Ален Жиресс. В третью, элитную категорию, по мнению автора, попадают футболисты, которые одинаково хорошо умеют начинать атаки и завершать их. Такие игроки - футбольная аристократия. Пеле, Кройф, Марадона, Зико - из этой категории. И, конечно, сам Платини тоже. Мишель дает таким футболистам весьма оригинальное определение: "человек-оркестр".

Если бы Платини сейчас спросили, к какой категории он отнес бы полузащитника испанской "Сельты" и сборной России Александра Мостового, то мы наверняка бы услышали: конечно, к третьей, элитной.

Интересно, что по-настоящему раскрылся за границей Александр Мостовой именно на родине Плитини - во Франции, во время выступлений за "Кан" и "Страсбур". Французский журналисты, восхищенные футболом в исполнении Александра, часто сравнивали его с великим Мишелем. Действительно, у них много общего: они одного роста, одинакового, отнюдь не богатырского телосложения. А главное, конечно, что у них схожая манера игры: Мостовой, как и Платини, великолепно исполняет штрафные, умеет выдать точный последний пас, обладает нестандартным дриблингом и много забивает.

Во Франции Мостовой провел три сезона, но ему хватило и одного, чтобы заявить о себе в полный голос. Французский чемпионат, однако, был не первым иностранным первенством, в котором он принимал участие. В декабре 1991 года Александр подписал контракт с лиссабонской "Бенфикой", в которой и провел два неполных сезона. Именно эти сезоны были самыми неудачными в его футбольной карьере.

Мало кто знает, но в том же 1991 году Мостовой практически подписал контракт с леверкузенским "Байером". Александр побывал в Германии и договорился об условиях будущего соглашения с руководством клуба. Однако в Москве его нашел Василий Кульков, который уже полгода играл в лиссабонской "Бенфике" вместе с Сергеем Юраном. Партнер Мостового по "Красной Пресне" и "Спартаку" предложил своему другу прилететь к нему в гости в Португалию. Выяснилось, что Мостовым заинтересовалось руководство "Бенфики". После нескольких дней тренировок с командой он получил предложение от руководства клуба подписать контракт. Присутствие в "Бенфике" старых знакомых и громкое имя клуба сыграли главную роль в решении Александра.

Выбирая между немецким и португальским клубами, он остановился на последнем, о чем потом откровенно сожалел. Сначала Мостовой полгода ждал, пока его заявят для участия в чемпионате страны. А когда его включили все-таки в заявку, из "Бенфики" ушел шведский специалист Свет-Ёран Эрикссон (ныне тренер римского "Лацио"), который приглашал Александра в команду. Его место занял известный тренер Томислав Ивич. Он был в первую очередь тем, что с одной командой не смог проработать более трех месяцев. Кульков и Мостовой не вписывались в его схему игры и вынуждены были большую часть времени проводить на скамейке запасных. Наш полузащитник стал всерьез подумывать о смене клуба, и даже увольнение Ивича не изменило его планов. Но контракт с "Бенфикой" у Мостового был подписан на целых четыре года.

Выход из положения все-таки нашелся. Руководство французского "Кана" неожиданно для нашего игрока обратилось к руководству "Бенфики" с просьбой отдать им Мостового в аренду до конца сезона. "Кан" шел на предпоследнем месте и нуждался в "джокере" - футболисте, которого приглашают в ходе сезона для усиления клуба. Ставка на Мостового, сделанная "Каном", полностью оправдалась. В первом же матче он забил гол, а команда впервые в сезоне одержала победу. Благодаря Александру "Кан" покинул зону вылета и закончил сезон в середине турнирной таблицы. По окончании чемпионата тренер "Кана" Жанделю получил выгодное предложение от другого французского клуба, "Страсбурга", и уговорил Мостового перейти вместе с ним.

Новая команда оказалась чуть посильнее предыдущей. Стоит отметить, что за нее выступал известный Франк Созе (победитель Лиги чемпионов в составе "Олимпика"). Два сезона Мостовой отыграл в "Страсбурге" просто блестяще, и его постоянно включали во всевозможные символические сборные по итогам чемпионата. Поступали и заманчивые предложения от сильных французских, испанских и немецких команд. Однако президент "Страсбурга" решил любой ценой оставить Мостового в своей команде и стал вести двойную игру. Он обещал Александру, что готов за соответствующую сумму отпустить его в любую команду. Но когда представители клубов, заинтересованных в приобретении Мостового, обращались к президенту "Страсбурга" с конкретными предложениями, он запрашивал за Александра астрономические суммы. Когда же до окончания периода заявок игроков оставалось всего неделя, на Мостового и президента его клуба вышли представители скромной испанской "Сельты". И, именно им неожиданно удалось договориться с обоими.

Лучшие дня

До прихода нашего футболиста "Сельта" представляла собой клуб уровня "Кана". Команда, главным образом, решала задачу выживания в высшей испанской лиге. После прихода Мостового все изменилось. С "Сельтой" сразу стали считаться даже гранды испанского футбола "Реал" и "Барселона". В команду поверили болельщики, а спонсоры стали вкладывать в нее деньги. Вслед за Мостовым в "Сельте" появились и другие известные игроки: израильтянин Ревиво, бразилец Мазиньо, француз Макелеле и наш Карпин. С приходом этих футболистов "Сельта" заиграла в зрелищный, комбинационный футбол. Главную же роль в команде играли и играют все-таки наши соотечественники. Не удивительно, что "Сельту" в Испании, да и в Европе, сейчас называют "русской". У наших футболистов есть много предложений и от более известных и титулованных клубов. Однако Мостового в Виго почти все устраивает: и условия контракта (который может быть пересмотрен лишь в сторону увеличения его суммы), и отношение к нашим футболистам со стороны болельщиков и журналистов, и тот футбол, в который играет "Сельта". Цели у команды как никогда высоки. Это, как минимум, место, дающее право выступать в Лиге чемпионов, а как максимум - победа в чемпионате Испании. Сам Мостовой, правда, считает, что за чемпионство "Сельте" бороться пока рано. А вот место в Лиге чемпионов, на его взгляд, команде получить вполне по силам.

В сборной России дела Мостового обстоят не так радужно. Еще год назад нашу сборную нельзя было даже представить себе без полузащитника "Сельты". В играх с украинцами и французами Мостовой был лучшим в команде. Он поучаствовал во всех четырех голах, забитых сборной Бышовца в отборочном цикле. Перед ответным матчем с чемпионами мира на "Стад де Франс" Мостовой считался главной надеждой России. Однако уже в середине первого тайма получил травму и был заменен. В результате Александру пришлось пропустить игру с Исландией за сборную и решающие игры за свой клуб в чемпионате Испании. Без Мостового "Сельта" не смогла добыть путевку в Лигу чемпионов. Сам же Александр попал на операционный стол.

Не секрет, что хозяева зарубежных клубов не приветствуют участия своих игроков в матчах за национальные сборные. После того как Александр в самый неподходящий для "Сельты" момент получил травму в матче за сборную, руководители клуба обратились к нему с настоятельной просьбой не выступать больше за российскую команду. Однако наш полузащитник заявил руководству "Сельты", что никогда не отказывался и не откажется от выступлений за сборную России. А вот тренеры нашей сборной перед решающей игрой со сборной Украины отказались от услуг Мостового, не пригласив его на сбор команды. Наверное, Александр тяжело переживал в душе это событие. Но, несмотря ни на что, за сборную в будущем играть не отказался.

В чем же причина успеха Мостового? Ведь многим нашим талантливым футболистам не хватает одного лишь мастерства, чтобы раскрыться в зарубежном клубе. На мой взгляд, причин четыре. Во-первых, Мостовой очень легко и быстро изучал языки тех стран, в которых играл. Александр хорошо владеет португальским, французским, испанским. Французский язык вообще стал для него родным, ведь жена у Александра - француженка.

Во-вторых, Мостовой уверен, что футболист всегда должен доказывать свое мастерство игрой, но никогда - словами. Поэтому он не ссорится с тренерами, не конфликтует с партнерами по команде. Он просто хорошо делает свое дело на поле.

В-третьих, даже после неудачного опыта с "Бенфикой" он не перестал верить в свои силы, в то, что рано или поздно его звездный час наступит.

И в-четвертых, Мостовой - звезда только на футбольном поле, а за его пределами это открытый, коммуникабельный парень, который всегда сдержанно отзывается о своих футбольных достоинствах. Разговоры о звездной болезни Мостового бессмысленны.

В будущем году у него заканчивается контракт с "Сельтой". Несмотря на то, что в нынешнем году Александру исполнится тридцать два, он не собирается завершать свою карьеру, в отличие от того же Платини (Мишель закончил играть именно в 32 года). Поэтому есть все основания надеяться, что Александр Мостовой еще долго будет радовать болельщиков "Сельты" и сборной России своей игрой.

 

 

Это интересно: