→ Самадхи описание. Самадхи – цель йоги. Как достичь Самадхи? Что способствует вхождению в самадхи

Самадхи описание. Самадхи – цель йоги. Как достичь Самадхи? Что способствует вхождению в самадхи

Хочется внести некоторые разъяснения к вопросам о медитации и самадхи , которые являются, как принято считать, конечной целью и венцом йоги, и являются наиболее часто употребляемыми терминами, имеющими отношение к духовной йоге, или раджа-йоге.

Начнем с того, что слово «медитация», или «meditacio» по происхождению латинское и обозначает не что иное, как размышление . Поэтому оно не является чисто индийским, и, строго говоря, в йоге такого термина нет вообще. А когда его пытаются употреблять в отношении к йоге, то делают это, как правило, в значении прямо противоположном его истинному значению, а именно о медитации говорят, как о состоянии обратном размышлению, то есть безмыслии, пустотности сознания, уходе в трансцендентные сферы, остановке внутреннего диалога и т.п.

Что касается понятия самадхи, то существует две неправильные тенденции понимания этого термина:

Первая - это детское представление о самадхи, как об очень необычном состоянии сознания, которое сопровождается сильнейшими внутренними экстазами, переживаниями, видениями бога и т.д. и внешними эффектами, такими как яркий свет вокруг головы, вырывающиеся клубы дыма из ушей, ноздрей, заднепроходного отверстия, у впавшего в самадхи.

Вторая - другая крайность, где наоборот человек считает, что он сам уже давно познал самадхи, что в нем нет ничего особенного, и что это любые приятные внутренние ощущения.

В действительности же, и это будет грамотно с точки зрения йоги, лучше говорить о так называемой «саньяме » (самьяме, самаяме ), которая переводится с санскрита, как «погружение во что-то», и этот процесс погружения несколько условно делится на три стадии: начальную, среднюю и завершающую , которые соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи . Естественно, это тема достаточно непростая, и заниматься подобными практиками могут только очень подготовленные люди и только в настоящей духовной школе под непосредственным руководством настоящего Гуру, освоившего в совершенстве эти техники.

В небольшой статье для сайта мы можем рассказать об этом чисто с просветительской точки зрения, чтобы рассеять таинственность и заблуждения.

Мозг человека имеет два полушария - левое и правое, причем полушария латерализованы, то есть они не дублируют друг друга однозначно, в отличие от иных внутренних органов, функционально идентичных и дублирующих друг друга, таких как почки, легкие. Наличие двух полушарий воплощает собой на физическом плане две способности человеческого сознания познавать окружающий мир.

Один способ, ему соответствует левое полушарие, связан со способностью человека делить все сущее на «я» и «не-я», на себя и окружающий мир, на субъект и окружающие его объекты. В этом случае познание заключается в том, что субъект, изначально будучи отделенным от объекта, не имеет возможности как бы заглянуть внутрь него и способен лишь изучать интересующий его объект через изучение свойств, которыми он обладает. Подобный подход широко распространен в современной науке, но в то же время, вопреки мнению многих любителей йоги, на должном уровне исполнения он является чисто йоговским способом познания.

Другая способность человеческого сознания, которой на физическом плане соответствует правое полушарие, заключается в изначальной неразрывной слитности человеческого «я» и окружающего мира, или, если быть более точным, изначальном пребывании сознания йога во всем мироздании, как неразрывной его части. В таком случае, наблюдатель, желающий изучить какой-либо объект внешнего мира должен просто стать интересующим его объектом, слиться с ним, хотя, если рассуждать достаточно строго, то и эта формулировка не будет совсем удачной, поскольку правополушарное сознание изначально предполагает неделение мира на субъект и объекты. И поэтому, в этом случае нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого, а есть просто возможность человека как бы побыть любой частью мира.

Отсюда существует две техники саньямы, которые ведут к двум видам самадхи - так называемым савитарка-самадхи (с размышлением), и нирвитарка-самадхи (без размышления). Причем вторая ничуть не превосходит первую, точно так же как правое полушарие головного мозга ничуть не «лучше» левого.

Итак, вкратце рассмотрим первый вид саньямы, лучше всего на конкретном примере.

Предположим йог хочет вылечить давно беспокоящую его хроническую болезнь, в которой медицина ему помочь не может. Что он должен делать? Прежде всего выделить себе существенный промежуток времени, в течение которого он будет заниматься размышлением этой и только этой задачи и не отвлекаться ни на что другое. Это условие будет соответствовать подготовке к саньяме - 5-й ступени йоги - пратьяхаре . Дальше тело этого йога должно занять удобное положение, чтобы не мешать его размышлению, причем это совсем необязательно должна быть традиционная йоговская поза - человек может сесть в удобное кресло или лечь на кровать. Далее он должен очень четко сформулировать условие задачи, которая перед ним стоит, то есть в данном случае он должен очень хорошо понять свой диагноз и начать вспоминать о нем все, что он может знать по этому поводу, даже если на первый взгляд ему кажется, что он ничего не знает. При необходимости можно и даже нужно пользоваться соответствующей литературой, консультациями специалистов и вообще пользоваться любыми источниками получения информации. Думать, что это не совсем по-йоговски не надо. На самом деле, это уже и есть самая настоящая йога.

Итак, необходимо собрать все возможные факты, причем не только медицинские, но также философские и психологические, например, какая серьезная жизненная проблема усложняла, а может быть даже, отравляла жизнь в период, предшествующий болезни, в чем человек поступал неправильно с точки зрения законов той или тех религий или духовных систем, с которыми он знаком. Он начинает сопоставлять эти факты друг с другом, с целью извлечь из этого сопоставления какие-либо новые факты или выводы. Все описанное выше будет соответствовать первой ступени саньямы - дхаране , которая представляет собой сосредоточение внимания на объекте. Здесь следует сделать одно очень важное уточнение: данная работа будет дхараной только в том случае, если она представляет собой не бытовой, а самый настоящий, в лучшем смысле этого слова, строго научный или философский подход к решению проблемы. Разница такая же, как если сравнить напевание себе под нос популярной мелодии (про которую человек даже не помнит - откуда она) и высокопрофессиональное, то есть абсолютно точное и академичное в плане мелодии, ритма, правильного звукоизвлечения исполнение сложнейшей оперной арии.

Затем наступает следующая фаза. В йоге вообще так устроено, что каждая ее ступень, если она в совершенстве освоена, как бы плавно перетекает в следующую. Процесс напряженного и сосредоточенного размышления и анализа трансформируется в гораздо более свободное и легкое состояние, когда новые мысли на тему, интересующую йога, начинают приходить в голову сами собой, причем все эти мысли подкреплены надежными аргументами и являются действительно новыми, в том смысле, что эти знания нельзя ни от кого услышать и нигде прочитать. В человеческой культуре их нет. Эти новые знания сами собой рождаются в голове человека, вышедшего на эту новую стадию саньямы, которая называется дхьяной . Таким образом, дхьяна отличается от дхараны прежде всего тем, что йог уже не должен прилагать для сосредоточенного размышления никаких усилий. Христиане, которые помногу молятся, хорошо знакомы с этим состоянием сознания и говорят об этом так: «Сначала человек делает усилие, чтобы творить молитву, а затем, сама молитва начинает творить человека, причем безо всяких усилий со стороны последнего».

Таким образом, стадия дхьяны характеризуется достаточно чистым, светлым и ясным состоянием сознания, которое очень «щедро одаривает» освоившего эту ступень йоги человека новыми идеями, знаниями и открытиями. Он становится лучшим специалистом на свете в интересующей его области и легко может читать многочасовые лекции или писать книги на тему, которой была посвящена саньяма. Следует особо отметить, что хотя мы стараемся говорить простыми словами об этих вещах, совершенно не следует думать, что эти состояния и такая практика доступны любому, считающему себя интеллектуальным человеку.

Развивая дхьяну дальше человек ощущает себя сказочно богатым, подобно графу Монте-Кристо, он владеет несметными сокровищами, - это те самые сокровища, которые Иисус призывал копить. «Копите свои сокровища на небесах», - говорил Он. Недоступную простому обывателю радость носит в себе занимающийся дхьяной йог.

И вот наконец, этот процесс подходит к своему естественному завершению, наконец йог на самом глубоком уровне понимает, и даже уже не просто понимает, а видит всю суть того явления, которое еще недавно было для него проблемой. Если эта проблема, как в нашем примере, носила чисто медицинский характер и была связана с какой-то болезнью (пусть даже самой тяжелой и неизлечимой), эта болезнь немедленно проходит. Проходит она потому, что сознание человека, освоившего самадхи (а описываемая нами третья ступень саньямы и является савитарка-самадхи ), автоматически отбрасывает старую неправильную жизненную позицию человека, которая являлась причиной болезни. Вместе с тем, сознание отторгает от себя все те неприродные, «неправильные» вибрации и энергии, которые до этого жили в нем так же свободно, как микробы в воспаленном органе или тараканы в загаженной квартире. Человек чувствует огромное облегчение, словно гора свалилась с его плеч, он действительно нашел ответ, решил ту задачу, которую поставила перед ним жизнь и которая была для него серьезной проблемой, часто создающей опасность для жизни. Теперь сознание йога, достигшего такого самадхи, совершенно свободно, абсолютно пусто от того, что еще некоторое время назад, быть может, казалось проблемой всей жизни.

Человеку, не имеющему глубокого опыта в йоге, очень сложно понять природу такого состояния, как самадхи. Для некоторого приближения к его пониманию мы решили ввести термин "самадхиподобные состояния" , поскольку описание таких, близких к самадхи, переживаний иногда можно встретить в художественной литературе.

Цели для каждого человека, который занимается ей, могут быть разные. Одним нравится состояние спокойствия, отрешенности от окружающего, соединение с микрокосмом. Другие таким образом попросту расслабляются, например, после тяжелого дня. Кто-то через стремится развивать свои скрытые таланты - ясновидение, телепатию и прочие экстрасенсорные способности.

Одним из видов является самадхи, которое в и индуизме означает достижение состояния просветления. Что такое самадхи, для чего это нужно и как его достичь - рассмотрим в этой статье.

Что это и для чего нужно

В переводе с санскрита «самадхи» означает «собранность, целостность, совершенство». Достижение этого состояния является целью . Поклонники считают, что пребывание в самадхи излечивает тело и душу, сполна раскрывает способности человека, как умственные, так и психические. В таком состоянии теряется чувство индивидуальности, стираются грани между внешним и внутренним мирами.

Знаете ли вы? Йога используется для физической и духовной подготовки представителей экстремальных профессий - спасателей, разведчиков и даже космонавтов.

Самадхи - это восьмая, последняя, ступень благородного за которой наступает нирвана. Просветление считается неисчерпаемым источником ясности и чистоты - так называемым состоянием «Сат-Чит-Ананда». Не стоит считать это состояние неким аналогом экстаза или . Правильнее понимать самадхи, как достижение такой точки, за которой отсутствует . Просветление приводит на высший уровень, где нет необходимости в ментальной деятельности, и оно освобождается от физического основания.


Кто может достичь?

Достичь просветления может любой человек, вне зависимости от возраста и социального статуса. Достаточно лишь желания и воли довести свои стремления до логического завершения. Самадхи не является предметом, его невозможно приобрести, но в силах каждого суметь познать отречение от существующего сознания. Особенностью такого состояния, которое, при всем к нему стремлении, внезапное, является отсутствие каких-либо ограничений для способных его постигнуть.

Просветление постигается лишь при правильной трактовке - стремление к совершенству духа является основным фактором для выхода за пределы традиционного понимания как прикладного ритуала.

Движение по пути

Благородный восьмеричный путь, также называемый «срединным путем», - одно из основных понятий буддизма. Все его ступени должны пройти страждущие самопознания, чтобы пробудиться и прекратить свои страдания. Истинная природа окружающего познается через победу над злом, жаждой и невежеством - три этих порока управляют непросветленными. Восьмеричный путь состоит из трех делений: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Мудрость. Состоит из двух ступеней пути - правильное воззрение и правильные устремления. Эти этапы помогают обрести необходимое понимание и правильное направление своих помыслов.


Нравственность. Три пути в соответствии с принципами нравственности помогают найти нужные основы общения и положения в обществе. Эти пути можно вкратце определить так:

  • «Говори правду»;
  • «Веди себя правильно»;
  • «Живи по канонам».
Если первые два пути понятны, то каноны жизни могут варьироваться в различных интерпретациях. В общем же, нарушения канонов можно представить в таком виде:
  • торговля людьми (рабство, проституция);
  • оборот оружия (производство, продажа, использование);
  • мясозаготовки (убийство живых существ);
  • производство ядов;
  • изготовление и продажа спиртного и наркотиков.

Знаете ли вы? Йога практиковалась и до нашей эры - археологические исследования позволили обнаружить рисунки с йогами на печатях, которым почти пять тысяч лет.

Сосредоточение. Собственно, это слово и является самым точным переводом понятия самадхи, поэтому последние три шага восьмеричного пути проходят путем достижения этого состояния. Три последних ступени для просветления и возможности перехода в нирвану доступны лишь прошедшим предыдущие стадии самоотречения:

  1. Правильность усилий. Практикующий йогу должен прилагать все свои силы для отречения от любой пагубности - как в мыслях, так и в действиях. При этом освободившаяся энергия прикладывается к помощи себе и окружающим. Такие действия не должны вызывать никаких трудностей, они проходят легко и непринужденно. Правильное усилие не вызывает а, в случае их возникновения, устраняет их, преобразует в положительные умственные усилия и поддерживает такие состояния.
  2. Правильность осознанности. Необходимо постоянно следить за своими помыслами, и пониманием действительности. Контроль за состоянием и поможет поддерживать внимательность и осмотрительность.
  3. Правильность сосредоточения. Это и есть часть самадхи, когда внимание человека на определенном предмете или событии, что позволяет полностью окунуться в медитативное подобие транса. Такое состояние называется «джхана». Чтобы войти в джхану, необходимо преодолеть пять препятствий.


Условия для возникновения

Для наступления состояния самадхи необходимо всего лишь одно условие, состоящее из двух частей. Краткое описание этих составляющих такое: исчезновение отождествления с разумом человеческой сущности и некое затмение (или остановка) разума, пусть и на небольшой отрезок времени. Двойственность природы такого явления делает неважным порядок чередования условий.

В данном случае медитация является не беспредметной и не отвлеченной, а четко ассоциируется с разумом, понимая его активность, отождествляя его с собой. При этом нужно сдерживать себя в мыслительном процессе, не позволять думать, грубо говоря, «отключить мозг».

Методы достижения

Среднестатистический непосвященный человек считает йогу либо видом , либо бесполезной тратой времени. Люди попросту не знают, какие духовные основы заложены в этом учении. А ведь через открытие возможностей тела можно прийти и к изучению скрытого потенциала энергетики человека, в чем существенно помогает медитация. Самадхи возможно лишь посредством медитации, а какие методики применить и каких видов просветления при этом достигать, решать лишь тому, кто практикует йогу.

Медленные

Существует два медленных метода достижения просветления, которые используют «ортодоксальные» йоги, считающие себя последователями древних традиций. Путь (работа с помощью тела) - это принятие поз (), за счет которых происходит открытие различных каналов и центров. Длительная и упорная практика приводит к их очищению и пробуждению.


Примерно через год после начала занятий возможно пробудить дремлющую в каждом человеке мощную называемую . Эта энергия зачастую выводит из самадхи, что является существенным минусом данного медленного метода. Увеличение и последующее снижение Кундалини приносит душевные страдания от расставания со столь вожделенным состоянием просветления.

Вторым медленным методом является раджа-йога (концентрация). Этот путь заключается в медитациях на протяжении многих лет, когда практикующий стремится выработать умение концентрироваться в одном направлении. При достижении цели медитации человек может достигать временного отделения от телесного и информации о нем, входя в состояние самадхи.

Быстрые

Методы медленного достижения не всегда подходят. В современном мире жизнь течет с совершенно другой скоростью, и у многих людей нет времени заниматься концентрацией или медитацией в долгие годы. Для них есть и быстрые способы достижения цели - также достаточно канонические.

Быстрыми методами можно достичь просветления при умении оперативного отделения от окружающего. Виды быстрого постижения самадхи могут быть такие:


  • забыть предыдущий объект размышлений и сконцентрироваться на паузе перед осмыслением следующего объекта;
  • провести незримую черту между предыдущим осмыслением и будущим;
  • стараться думать о том, что находится между
  • ощущать безмыслие перед засыпанием и сразу после пробуждения;
  • медитировать на пустоту (на ничто);
  • монотонные повторения или бездействие ( чтение, письмо);
  • просто прекратить думать о себе и об окружающем.
Известны моменты просветления при осмыслении способов достижения вышеописанных методов.

Стадии самадхи

Описание состояния самадхи может отличаться, так как это высшее духовное достижение постигается лишь через собственную индивидуальность, поэтому является исключительным для каждого.

Важно! Подвергнуть просветление хоть какой-то классификации можно лишь условно, отличая степень отречения как от объекта, так и от субъекта.

Савитарка

Это состояние связано с объективным ощущением, то есть, присутствуют размышления о каком-то объекте или предмете. Такие размышления соответствуют лишь низшей ступени самадхи. В такой стадии объекты легко ассоциируются и ощущаются как предметы и как нечто имеющее имя. Достижение данной ступени просветления является правильным направлением на пути к конечной цели.


Нивитарка

Объективная привязка к чувству или предмету при нивитарке остается четкой, а вот понятие о нем, а также его название, уже не имеют значения. Это лишь объект, никоим образом не привязанный к чему-то. О нем нет размышлений, он просто есть.

Савикара-праджня

Объект перестает существовать, как некое единое целое. В предыдущих стадиях в целостности не было никаких сомнений, теперь же на первый план выходит понимание того, что объект вообще существует. В савикара-праджня подразумевается, что он состоит из частей, которые его вместе образуют. Это называется танматрой: материальной стороной предметов, которая соответствует их ощущениям - вкус, видимость, осязание, запах, слух.

Нирвикаре

Следующим этапом самопознания является ощущение, что объект существует вне пространства и временных рамок - он сам по себе. То есть, помимо утери понимания целостности объекта, наступает отторжение его материальности.

Асампраджнята Самадхи (Нирвикальпа-самадхи)

Это состояние иначе называется нирвикальпа - это высшее состояние самадхи, при котором проявляется сверхсознание. Предыдущие стадии позволяли погрузиться в блаженство, но они не полностью отсекали привязку между субъективным и объективным. Скорее, они были подготовительными этапами к просветлению. Теперь же все процессы осмысления прекратились, и временные, причинные и пространственные рамки перестали существовать. Считается, что в таком состоянии происходит объединение субъекта и Космического Сознания.


Проявление в современном обществе

В нынешних условиях самадхи не привносит в жизнь практикующего йогу каких-либо глобальных изменений. Все обыденные обязанности никто не сделает вместо вас, поэтому отпечаток на жизненный уклад занятия могут сделать лишь косвенный - возможно, вы будете смотреть несколько иначе на порядок вещей. Что-то, считавшееся ранее достаточно важным, окажется пустым. И, наоборот, то, что до этого не оценивалось должным образом, вдруг наполнится новым смыслом.

Просветленный человек может быть таким же хозяином своего имущества, но теперь он может понимать цель этого владения, развивать в себе сострадательные инстинкты, оказывая помощь не только своим родственникам, но и всем живым существам. Здесь нет предела и постулатов, а есть опыт и советы умудренных. Пробуя идти этим путем, каждый найдет свою тропинку к постижению самадхи.

Я планировал осветить эту тему позднее, но в жизни всё стремительно меняется, и последние погружения принесли осознание условий входа в состояние самадхи. В соответствии с этим сформировалась правильная техника для достижения самадхи. Теперь в погружениях не приходится ждать спонтанного наступления самадхи, вход в это состояние происходит практически сразу после начала погружения, и вполне осознанно.

Техника входа в самадхи оказалась крайне простой. При этом она в корне противоположна технике медитаций, которую я описывал в предыдущей теме.

Для наступления самадхи необходимо выполнить два условия. Хотя, на самом деле здесь не два, а одно условие, имеющее как бы двойное действие.

1. Необходимо, чтобы исчезло отождествленное с умом виртуальное существо.

2. Необходимо, чтобы остановился ум (хотя бы кратковременно).

Порядок выполнения неважен. Еще раз обращу ваше внимание, что на самом деле здесь не два, а одно явление, имеющее двойственную природу.

Что же требуется для выполнения этих условий (или хотя бы одного из них, что повлечет автоматическое выполнение второго)? Что необходимо, к примеру, для выполнения первого условия — исчезновения отождествленного с умом виртуального существа? Ну, для начала нужно, чтобы это отождествленное с умом виртуальное существо, как минимум, было. Для этого необходимо полностью отождествиться с умом. Да-да, вы не ослышались! В отличие от техники безобъектной медитации, где требуется отстраненность, абстрагированность от ума, невовлеченность в его активность, в технике входа в самадхи требуется обратное: полное отождествление с умом, полное вовлечение в его активность. Нужно буквально стать умом, слиться с ним, отождествиться. В этом коренное отличие данных техник, и этим также объясняется, почему состояние самадхи не может быть достигнуто в процессе медитации.

В йоге самадхи – это последняя ступень восьмеричного пути Аштанга-йоги. Это особое созерцательное состояние, при котором исчезает идея собственной индивидуальности. По сути, и есть состояние просветления (нирвана). Оно достигается с помощью длительной медитации, в результате которой индивидуальное сознание сливается с абсолютным.

Пайлот Баба говорит: «Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть».

Как достичь самадхи?

Согласно учению йоги, самадхи внезапно возникает во время медитации – течение мыслей естественным образом прекращается. Запасы идей и переживаний истощаются, однако состояние концентрации при этом продолжается.

Существует два вида (этапа) Самадхи или экстаза.

1. Самадхи достигается при помощи объекта или идеи (фиксация мысли на точке или идее). Это экстаз с опорой, или дифференцированный – различающий – экстаз, название его на санскрите – сампраджнята самадхи. Такой вид Самадхи является сред­ством освобождения, так как делает возможным осо­знание истины и прекращает все виды страдания.

2. Самадхи достигается без какой-либо «связи» (внутренней или внешней), то есть йог достигает «единения» – полного осознания. Это недифференцированный – неразличающий – экстаз, на санскрите – асам­праджнята самадхи. Этот вид Самадхи разрушает «впечатления» (санскары) предыдущих ментальных действий и даже может остановить уже активизированные прошлыми поступками кармические силы.

Таким образом, мы имеем дело с двумя совершенно различными состояниями. Первое достигается по­средством йогической техники концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна); второе состоит только из одного состояния – неспровоцированного экстаза – «прорыва». Несомненно, что асампраджнята самадхи достигается исключительно благодаря длительным усилиям йога. Оно не является подарком или милостью. И йог вряд ли сможет достичь его, если прежде он не испытал самадхи с опорой.

Здесь стоит отметить, что в Бхакти-йоге самадхи достигается преданным служением и поклонением Богу, а также постоянной направленностью ума на осознание Бога.

Кто может достичь?

Не стоит думать, что самадхи – это какое-то «чудо» или что-то, что кто-то может вам продать, подарить, или передать, и за чем нужно идти в секту или ехать в Гималаи. Самадхи – это не тайное интеллектуальное знание и не секретная техника, а состояние, которое приходит в результате правильной, упорной практики йоги.

Самадхи доступно любому, кто готов выйти за пределами физического и прикладного понимания йоги и навсегда изменить свою жизнь, встав на путь духовного совершенствования.

Для чего достигать Самадхи?

Считается, что с помощью Самадхи можно не только духовно развиваться, но и совершать научные открытия, создавать выдающиеся произведения искусства, предсказывать будущее, лечить – и практически все что угодно еще. Адепты такой точки зрения утверждают даже, что без достижения Самадхи я хотя бы на краткий миг ни создание гениального произведения искусства, ни совершение значимого выдающегося открытия – не возможны. В таком ключе, Самадхи может сделать гением любого человека, не говоря уже о том, что такое состояние излечивает все болезни. Ведь по логике йоги, болезни (как и все другие проблемы тела и ума) берут источник в наших глубинных подсознательных «кладовых» – в том, что называется «самскарами», ограничениями). Самадхи очищает все это, как вода смывает грязь.

Современные люди проявляют все больше интереса к древним восточным духовным практикам. В мире, полном забот и тревог, занятия йогой и медитацией являются настоящим спасением от стресса.

В многочисленной духовной и эзотерический литературе нередко описывается самадхи – особое состояние сознания, достижение которого является высшей целью йоги. Давайте узнаем, что же представляет собой самадхи и какой путь нужно пройти, чтобы достичь его.

Термин «самадхи» в переводе с древнего языка санскрита означает «собранность», «целостность», «совершенство». Состояние самадхи – это состояние просветления или, говоря иными словами, слияние индивидуального человеческого сознания с сознанием божественным. Это не некое состояние транса, а достижение той границы, за которой отсутствует сознание. Просветление выводит ум на такой уровень, где уже нет необходимости мыслить. В практике дзэн – это же состояние носит название сатори.

Древние ведические тексты и йога-сутры описывают это состояние, как цель, к которой должен стремиться каждый йог. Ведь йога – это не просто набор физических упражнений для тренировки тела, как считают непосвященные люди, а сложнейшая духовная практика, направленная на развитие человеческого сознания.

Человек, достигший самадхи, получает следующее:

  • сознание освобождается от окружающей среды, возникает новая форма восприятия реальности;
  • все эмоции исчезают, ощущается только абсолютный покой, отрешенность, гармония и блаженство;
  • сознание человека соединяется с Богом или с Высшим Я, созерцающий сливается с созерцаемым, индивидуальная душа растворяется во вселенском сознании, стирается граница между индивидуальностью и божественным единством;
  • отключаются все чувства человека, исчезают все внешние и внутренние объекты реальности, сознание становится абсолютно чистым.

Виды самадхи

Просветление является сложным, многоуровневым процессом, поэтому существует несколько уровней или ступеней состояния самадхи. Выделяют: савикальпа самадхи, нирвикальпа самадхи, сахаджа самадхи. Каждое из этих состояний имеет свои индивидуальные особенности и отличия.

Савикальпа самадхи

Когда человек входит в это состояние, его ум перестает работать, но только частично. Он на короткий период теряет ощущение пространства и времени, воспринимая их совершенно не так, как в обычной жизни. Человек как бы попадает в другой мир, который можно назвать миром недовыполненных желаний: часть дел уже завершена, а часть еще остается несделанной. Человек воспринимает себя в качестве инструмента для совершения тех или иных дел. Если дела есть – инструмент нужен, если их нет, то инструмент уже не требуется, а значит человеку больше нечего желать.

Савикальпа самадхи достигается в процессе концентрации на каком-либо объекте. В медитации человек на некоторое время погружается в Абсолют, освобождается от своей личности, но потом неизбежно возвращается в обычное состояние сознания.

Савикальпа самадхи включает в себя несколько стадий. Это состояние можно сравнить с учебным классом: как в каждом классе есть преуспевающие и отстающие ученики, так и в савикальпа одни люди достигают наивысшей стадии просветления, а другие – только начального уровня.

Находясь в состоянии савикальпа, человек может мыслить и генерировать идеи, однако они не оказывают на него влияния. Несмотря на динамичную внутреннюю деятельность, его ум расслаблен и безмятежен.

Эта ступень просветления открывает человеку понимание Высшей Истины, но не освобождает от двойственности субъекта и объекта. Достичь этой стадии сравнительно легко, если регулярно заниматься медитацией.

Нирвиальпа самадхи

Эта ступень просветления предполагает полное погружение в состояние блаженства. В таком состоянии границы между внутренним и внешним мирами размываются, исчезает двойственность субъекта и объекта. Человеческий ум ощущает только не двойственную пустоту. Исчезают все мысли, эмоции, понятия, идеи, а вместо них приходит ощущение абсолютного покоя и блаженства, которое полностью поглощает человека.

В состоянии нирвикальпа самадхи субъект наслаждения является одновременно и объектом этого наслаждения, и самим наслаждением. Это и называется отсутствием дуальности (двойственности). Объяснить это состояние словами практически невозможно, его можно только почувствовать.

Погружаясь в транс, человек не воспринимает окружающую реальность, а когда возвращается в свое обычное состояние сознания, снова становится таким, как был. Нирвикальпа самадхи позволяет ощущать мир без обычных органов чувств, а также полностью останавливает мыслительную деятельность. Кроме этого, в медитации у человека замедляется или полностью прекращается дыхание и отсутствует пульс.

Достичь нирвикальпа самадхи нелегко, однако продвинутые йоги стремятся к этому состоянию. Его достижению способствует полный контроль над сознанием и беспристрастность. Мудрецы утверждают, что достижение этой стадии просветления позволяет полностью избавиться от кармы и остановить цикл перерождений. В результате душа перестает воплощаться в различных телах и сливается с Богом или Абсолютом.

В нирвикальпа самадхи человек может пробыть несколько часов или дней. После выхода из медитации некоторые йоги не могли разговаривать и даже думать, они забывали, как их зовут и сколько им лет. Способность возвращаться из самадхи в обычный мир тоже нужно тренировать. Многие люди, которым удалось побывать в этом состоянии, утверждали, что им было так хорошо, что совсем не хотелось возвращаться к обычной жизни, в этот несовершенный мир.

Учителя йоги предупреждают, что если находиться в состоянии нирвикальпа самадхи длительное время (более 18 дней), то душа может разъединиться с физическим телом и человек уже не сможет вернуться к обычной жизни. Некоторые просветленные специально стремились к тому, чтобы войти в самадхи и больше никогда не возвращаться к мирским делам. Но это возможно только в том случае, если человек выполнил все свои земные задачи. В противном случае Абсолют не позволит его душе покинуть тело.

Сахаджа самадхи

Эта стадия просветления предполагает нахождение сознания в наивысшей точке развития в то время, как тело человека продолжает жить в физическом мире и выполнять свои обязанности. Достигнув этого состояния, человек полностью трансформируется в бессмертную душу и осознает себя частью Абсолюта, а физическое тело воспринимает в качестве инструмента для решения повседневных задач.

Таким образом, человек живет в физическом мире, но его сознание уже не принадлежит этому миру. Он непрерывно ощущает единство с Богом и является ярким доказательством того, что Абсолют находится везде.

Самадхи, как часть восьмиступенчатой йоги

Классическая традиция йоги основывается на системе, описанной древним мудрецом Патанджали в трактате «Йога-сутры». Согласно официальным данным Патанджали жил во II в. до н.э., а знания, которые он описывал в своем труде, по его же утверждению, существовали задолго до его рождения. Таким образом, корни практики йоги уходят глубиной в древность.

Система йоги Патанджали имеет восемь ступеней и называется Аштанга-йогой («аштанга» в переводе с санскрита означает «восемь»). Эти ступени или принципы йоги направлены на достижение просветления и освобождения от майи (иллюзии). Древние считали, что физический мир – это майя, иллюзия, и цель каждого мудреца – освободиться от него и стать частью Абсолюта.

Рассмотрим все восемь ступеней Аштанга-йоги более подробно.

Ступень 1. Яма

Яма представляет собой моральные принципы, которые йог обязуется неукоснительно соблюдать. Это базовая ступень йоги, без которой невозможен дальнейший духовный путь. Яма включает в себя пять принципов:

  • Ахимса (ненасилие ). Этот принцип предполагает отказ от насилия по отношению к любому живому существу. Любой физический или моральный вред, причиненный кому-либо, считается нарушением принципа ненасилия. Употребление в пищу мяса и рыбы тоже является насилием, ведь эти продукты получают в результате убийства живых существ. Вот почему все йоги являются вегетарианцами. Ношение изделий из натурального меха и кожи так же неприемлемо, как и поедание плоти животных.
  • Сатья (правдивость). Истинный йог должен воздерживаться ото лжи и всегда говорить правду. Считается, что правдивый человек обретает особую психическую силу.
  • Астея (отказ от обладания чужими вещами). В Библии тоже есть этот принцип и звучит от так: «Не укради». Йог никогда не возьмет чужого, даже если будет возможность сделать это безнаказанно. Считается, что соблюдение этого принципа способствует развитию яснознания и интуиции, позволяет видеть истинную суть вещей.
  • Брахмачарья (половое воздержание). Невозможно достичь успеха в йоге, не научившись контролировать свои плотские желания. Вот почему йоги ведут очень аскетичный образ жизни и не создают семью. Они копят свою сексуальную энергию, чтобы направить ее на духовное развитие. Принцип брахмачарьи предполагает не только отказ от сексуальных контактов, но и контроль над похотью в мыслях, словах и поведении. Соблюдение этого принципа избавляет йога от страха смерти.
  • Апариграха (отказ от даров и накоплений). Этот принцип предполагает, что у йога не должно быть ничего лишнего. Он должен уметь обходиться необходимым минимумом, отказываясь от всего остального. Материальные вещи отвлекают от духовного развития и привязывают к мирскому, а также отнимают энергию. Чем меньшим количеством вещей обладает человек, тем меньше энергии он расходует.

Ступень 2. Нияма

Нияма предполагает соблюдение определенных обетов, личностного самоконтроля. Нияма тоже включает в себя пять принципов, которые дисциплинируют йога и помогают ему в развитии.

  • Шауча (чистота). Йог должен соблюдать чистоту на уровне тела, ума и речи. Чистота тела предполагает ежедневное омовение, очищение внутренних органов специальными практиками, употребление чистой пищи, ношение чистой одежды. Чистота ума – это контроль над своими мыслями, борьба с ментальным негативом. Чистота речи – это отказ от грубых слов, правильное построение речи, приятный голос.
  • Сантоша (удовлетворенность). Йог должен стремиться к тому, чтобы всегда быть удовлетворенным тем, что дает ему жизнь. Неудовлетворенность порождает ментальные страдания и желания, являющиеся препятствием на пути духовного развития.
  • Тапас (аскетизм). Человек, стремящийся к просветлению, должен уметь стойко переносить различные неудобства (холод, голод и т. д.). Сознательно подвергая себя аскезам, йог воспитывает выносливость, силу и открывает новые резервы своего организма.
  • Свадхьяя (самопознание, самообразование). Соблюдение этого принципа заключается в постоянном изучении духовной литературы. Древние ведические писания содержат много информации о душе, Боге, Вселенной, о предназначении человека. Только постигнув эти знания, человек сможет понять, для чего он вообще родился в этом мире и что является высшей целью человеческого предназначения.
  • Ишвара пранидхана (смирение перед Богом). Смирение перед божественной волей является важным качеством, без которого нельзя достичь просветления. Йог знает, что все в этом мире происходит по воле Бога, поэтому нет смысла переживать. Все будет так, как должно быть. Смирение позволяет не растрачивать энергию понапрасну, а направить ее на духовное развитие.

Ступень 3. Асана

Эта ступень йоги предполагает развитие тела с помощью специальных упражнений. Комплекс упражнений состоит из особых статических поз. Эти упражнения призваны натренировать тело, растянуть мышцы и суставы для того, чтобы человек мог долгое время медитировать, находясь в одной позе и не шевелясь. Параллельно упражнения укрепляют здоровье, повышают выносливость организма.

Ступень 4. Пранаяма

Пранаяма – это дыхательные упражнения, предназначенные для успокоения ума. Беспокойный ум препятствует медитации, поэтому каждый йог стремится достичь гармонии и ментального равновесия. Дыхательные упражнения позволяют накачать тело жизненной энергией (праной) и правильно ее распределить. Главная задача этой ступени йоги – научиться максимально замедлять дыхание, вплоть до полной его остановки.

Ступень 5. Пратьяхара

Это переходный этап от внешних практик к внутренним. Суть пратьяхары заключается в том, чтобы перестать реагировать на объекты внешнего мира и переключить внимание на внутренние процессы. Как правило, умом обычного человека управляют чувства. Йог же стремится взять чувства под контроль и развернуть сознание внутрь. Только освоив в совершенстве четыре предыдущие ступени, можно полностью отрешиться от физического мира, сконцентрировавшись на мире внутреннем.

Ступень 6. Дхарана

Эта стадия предполагает концентрацию на внешних или внутренних объектах. Таким объектами могут быть: огонь, звук, дыхание, какой-либо образ и пр. Практика концентрации позволяет «собрать» ум в одной точке, не давая ему распыляться на разные объекты.

Ступень 7. Дхъяна

Это предпоследняя ступень йоги. Она предполагает непрерывную концентрацию, то есть медитацию. По сути, дхъяна – это та же самая дхарана, только более высокого уровня. В этом состоянии йог находится непрерывно и ни на что не отвлекается.

Ступень 8. Самадхи

Пройдя предыдущие семь ступеней, йог достигает состояния самадхи, то есть просветления. На этом этапе осознание собственной индивидуальности исчезает и сознание человека сливается с сознанием Бога.

Как достичь самадхи?

Люди, всерьез интересующиеся йогой и другими духовными практиками, задаются вопросом: может ли обычный человек достичь самадхи или это удивительное состояние сознания доступно только избранным? Достижение просветления – дело нелегкое, однако если задаться целью, то можно обрести его. Конечно, человек, живущий в современном мире, не сможет в совершенстве освоить все ступени восьмиступенчатой йоги, однако некоторые из этих практик вполне под силу ему.

Для начала необходимо изучить «Йога-сутры» Патанджали и другие ведические тексты. Эти книги довольно популярны среди эзотериков, поэтому переведены на многие языки, в том числе на русский. Есть немало людей, которые активно занимаются йогой и медитацией и уже получали опыт самадхи.

Раньше для медитации йоги использовали уединенную пещеру, в которую не проникал свет и звуки снаружи. Таким образом практикующий лишал органы чувств информации, поступающей из внешнего мира, и направлял сознание внутрь. В современном мире существуют специальные камеры сенсорной депривации, позволяющие человеку полностью отрешиться от внешнего мира и погрузиться в глубокую медитацию.

Камера представляет собой небольшой закрытый бассейн, наполненный соленой водой. Вода имеет большую плотность и температуру, соответствующую температуре человеческого тела. Погружаясь в эту воду, человек перестает ощущать вес своего тела и чувствует себя так, будто парит в невесомости. Полная темнота и тишина позволяют расслабиться и направить сознание вглубь себя. Камеры сенсорной депривации можно встретить в различных йога-центрах. Люди, побывавшие в них, говорят, что испытали незабываемые ощущения.

Медитативные практики и йога очень полезны – они избавляют от стресса, укрепляют тело и психику, улучшают концентрацию ума, память, внимание. Даже если просветления достичь не удастся, все равно можно получить от них немало пользы.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .

 

 

Это интересно: